Главная городская газета

Приплыли!

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Общество

Автомагистраль в интересах животного мира

Что такое экодук и как он связан с миграцией лосей? Читать полностью

В Петербурге и Ленобласти оценили экологическое состояние водоемов

Специалисты проанализировали водостоки за первый квартал текущего года. Подробнее о результатах исследования - в нашем эксклюзивном материале. Читать полностью

Черное море осталось без круизов

В навигацию 2018 года морской пассажирский порт Сочи, скорее всего, не примет ни одного круизного лайнера. Причину сложившейся ситуации выясняли «СПб ведомости». Читать полностью

Как меняется отопление в котельных на Саперной

Саперная улица находится в Пушкине. Несколько дней назад она стала центром важных показательных событий, характеризующих тепловую инфраструктуру города. Подробности – в нашем материале. Читать полностью

Сел и поехал. Петербург как «Умный город»

В Северной столице прошел «круглый стол», посвященный требованиям к территориям будущего «Умного города». Как выяснилось, от красивых теорий до реальной практики - огромная дистанция. Читать полностью

«В ночь на 22 июня...»: память на рубеже блокады

Традиционная акция памяти пройдет у стен храма святых мучеников Адриана и Наталии в Старо-Панове 21 июня. Детали события – в нашем специальном материале. Читать полностью
Приплыли! | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Завершившаяся в середине октября в Петербурге визитом лайнера AIDAmar морская круизная навигация 2016 года показала: у северной столицы есть большой потенциал для роста в этой отрасли. Однако без решения некоторых проблем развиваться дальше ей будет трудно.

Статистика в этом плане у нас довольно стабильная: каждый год морем в Петербург прибывают до 550 тыс. круизных туристов, к которым добавляются еще несколько сотен тысяч паромных. Так, в навигацию 2016-го «Морской фасад» принял 209 лайнеров, на них в город на Неве прибыли около 456,5 тыс. пассажиров. Это примерно на 5% меньше, чем годом ранее, однако, по словам коммерческого директора порта Алексея Панфилова, уже в следующем году количество круизных судозаходов вырастет до 250, а число пассажиров - до 543 тыс., обеспечив прирост по сравнению с 2016-м сразу на 19%. «В нашей отрасли наблюдается цикличность, и многое зависит от изменения спроса на круизы в конкретном регионе», - пояснил он.

Но «Морской фасад» не единственное место, где у нас принимают круизные суда. По данным директора Агентства внешнего транспорта Александры Бахмутской, главный пассажирский порт города обеспечивает прием примерно 80% круизных судов и до 95% пассажиров. Набережные Невы тоже вносят в процесс свою лепту: в эту навигацию к ним швартовались десятки лайнеров, которые обеспечили доставку в Питер около 26 тыс. человек. Но если у «Морского фасада», который уже в 2017-м сможет одновременно принимать два судна длиной свыше 330 метров (а всего одновременно - 7), проблем с сервисом для пассажиров нет, то на набережных и Морском вокзале они имеются.

Тот, кто бывал во всех этих местах, знает: в первую очередь сложности связаны с удобством и скоростью прохождения пассажирами таможенно-пограничных процедур. Если в «Морском фасаде», к примеру, могут быть задействованы 134 кабинки паспортного контроля (что позволяет сократить время прохождения границы пассажиром до 15 минут даже при большом наплыве туристов), то на Морском вокзале их... 14. И время, необходимое для процедуры, соответствующее. К тому же на набережных могут принимать только относительно небольшие суда, поскольку инфраструктура плавучих терминалов не позволяет пропускать большое число туристов.

Что касается «Морского фасада», то его приемные мощности далеко не исчерпаны: в эту навигацию порт был загружен по максимуму (то есть одновременно принял 7 лайнеров) всего три дня. А в период с ноября по конец апреля он фактически вообще стоит без дела, поскольку лишь изредка (в основном в период новогодних каникул) принимает паромные и круизные суда.

В результате на круизном горизонте Петербурга вырисовываются как минимум две большие проблемы. Первая - как полностью загрузить «Морской фасад». Причем не только в высокий, но и в низкий сезон. Вторая - как увеличить приемные возможности Морского вокзала и набережных. Прежде всего - с точки зрения удобства и скорости прохождения пограничных процедур пассажирами.

С первой все более-менее понятно. И кроме активной работы с круизными компаниями и туроператорами, реализующими круизы (в том числе с отправлением из Петербурга), главные усилия направлены на реализацию идеи перевода «Морского фасада» в статус грузо-пассажирского порта. Она уже давно имеет вполне конкретные очертания (еще в марте 2015-го появилось соответствующее распоряжение председателя правительства РФ Дмитрия Медведева), однако до сих пор реализуется не без труда. Год назад, к примеру, заявлялось, что вскоре после ввода в эксплуатацию центрального участка ЗСД (а он будет открыт в этом году) «Морской фасад» сможет принимать не только пассажиров, но и грузы. Речь шла о навигации 2017 года. Однако на состоявшейся на днях встрече с журналистами коммерческий директор «Морского фасада» Алексей Панфилов четко дал понять: ранее 2018-го сделать этого не удастся.

«Сегодня идет процесс проектирования и подготовки инфраструктуры, а завершение строительно-монтажных работ намечено на середину 2018 года», - сообщил он. Соответственно, значительно увеличить объемы пассажиропотока за счет приема паромов с грузами и «расширения» сезона, а также повысить экономическую эффективность порта удастся только через два года. Впрочем, и сейчас за счет разницы в курсах валют «Морской фасад» в плюсе: по словам Панфилова, валовая выручка в этом сезоне достигла 64 млн рублей, а чистая прибыль возросла на 58% (до 40 млн).

А вот с решением второй проблемы много неясностей. К примеру, Морской вокзал (он находится в собственности города), явно нуждающийся в реконструкции, сдан в аренду на 49 лет еще в 1998 году. И хотя по ее условиям арендатор как раз и должен вкладываться в изменение к лучшему инфраструктуры вокзала, делать это он не спешит.

Как пояснила Александра Бахмутская, собственники компании не раз менялись, поэтому сейчас, после очередной «смены караула», все приходится начинать заново. «Идут сложные переговоры», - коротко резюмировала она. При этом реконструировать Морской вокзал можно будет лишь тогда, когда паромы с него удастся полностью перевести к «Морскому фасаду».

В свою очередь причальные комплексы на двух принимающих круизные суда набережных Петербурга (Лейтенанта Шмидта и Английской) находятся в ведении ФГУП «Росморпорт». По словам председателя городского комитета по развитию туризма Андрея Мушкарева, их тоже намерены реконструировать для создания большего комфорта пассажиров и увеличения пропускной способности. «Пока работа находится на стадии проектирования, на которое выделено 10 миллионов рублей», - уточнил он. - Надеемся, что реконструкция причалов на набережных, которая не столь масштабна и не требует больших инвестиций, будет проведена в низкий сезон. И к 2018-му мы получим их в другом качестве».

В этом году престижный специализированный журнал Cruise critic признал Петербург самым популярным направлением на Балтике и в Скандинавии. «Круизы по Балтике всегда пользуются высоким спросом у состоятельных туристов, а заходы в Петербург компании любят потому, что здесь они могут получить большой доход за счет организации экскурсионного обслуживания пассажиров, - говорит Андрей Мушкарев. - Поэтому сомнений в том, что популярность нашего города как центра круизного туризма будет расти, нет. Главное - быть готовыми к приему гостей. И извлечь из этого выгоду».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook