Принцип беспринципности

Исследования, проведенные среди россиян, показывают: чаще всего склонны «пойти по головам» коллег ради продвижения по карьерной лестнице те, кто родился после 1981 года. А вот возрастные работники, перешагнувшие полувековой рубеж, в случае появления выбора между дружбой и «табачком» нередко предпочитают первое.

Принцип беспринципности | ФОТО Сергея КОНЬКОВА/ТАСС

ФОТО Сергея КОНЬКОВА/ТАСС

На днях одна из моих давних знакомых рассказала историю, которая произвела на нее сильное впечатление. Ее 32-летний сын, работающий в Петербурге в одной из крупных международных компаний, получил повышение по службе, заняв высокооплачиваемую должность руководителя перспективного отдела. «При этом он, как выяснилось, попросту подставил своего друга, также претендовавшего на это место, — возмущалась моя знакомая, едва сдерживая слезы. — Получается, что ради должности и денег он пожертвовал дружбой. Причем, когда я с ним разговаривала на эту тему, оказалось, что он вовсе не видит в этом ничего крамольного».

Увы, но это не частный случай. По разным данным, от половины до двух третей «миллениалов» (то есть людей, родившихся после 1981 года) готовы «подвинуть» коллег, если это требуется для успешного продвижения по карьерной лестнице. Такие молодые люди гораздо более жестки и прагматичны, чем их родители. «Отчасти это объясняется тем, что они, в отличие от людей, которым за 40 — 50 лет, очень амбициозны и выросли в мире, который совсем не похож на прежний, — считает психолог Светлана Сорокина. — Личный успех, под которым нередко подразумевают только материальные блага, зачастую перевешивает другие жизненные ценности». В результате «подсидеть» коллегу, даже если еще вчера ты вместе с ним проводил свободное время и дружил, не считается большим грехом. И особенно это характерно для молодых людей, которые приезжают в мегаполисы из глубинки.

«Никогда не задумывались, почему в быстроразвивающихся компаниях почти все «хлебные» места занимают провинциалы? — спрашивает Светлана Сорокина. — Все просто: им во что бы то ни стало надо зацепиться за жизнь в большом городе. У них нет устоявшихся связей и знакомств — надо все делать самим. В отличие от петербуржцев, с детства привыкших к некоему жизненному комфорту, в построении карьеры они готовы на гораздо большее».

Молодые и «неместные» не против работать столько, сколько скажут. В длинные отпуска не ходят. Стремятся все время быть на виду по принципу «вспотел — покажись начальству». И пока те, у кого уже есть квартира и виды на будущее в Петербурге, лениво соображают, как улучшить жизнь с помощью работы, их прыткие коллеги успевают подружиться с такими же в недалеком прошлом варягами-начальниками. И обойти местных конкурентов на крутом вираже карьерной лестницы.

«Как же так? Неужели он не видит, что занявший мое место человек — откровенный карьерист? — возмущается в одной из социальных сетей действиями начальника петербуржец, проигравший борьбу за должность провинциалу. — Я несколько лет ждал этого места, а в результате оно досталось какому-то выскочке, который сумел грамотно «подъехать» к боссу». Однако специалист по подбору персонала Ефим Лернер уверен: все правильно.

«А вы поставьте себя на место того самого начальника, — говорит он. — Кого вы выберете? Молодого, амбициозного и готового ради успеха дела «порвать» всех и вся или много лет «сидящего» в компании в ожидании «блюдечка с голубой каемочкой»? Очевидно, что выбор будет сделан в пользу первого». И добавляет: сейчас везде нужны не исполнители, а дерзкие и перспективные, готовые брать на себя максимум ответственности. Поэтому и вопрос о моральной стороне «ходьбы по головам» все чаще становится второстепенным.

При этом аналитики предупреждают, что современные молодые руководители, будучи амбициозными и изначально заряженными на достижение результата, нередко умудряются сочетать стремление к построению быстрой карьеры с желанием жить не только работой. Да, занять высокую должность и получать достойную заработную плату для них по-прежнему важно. Однако если это место позволяет работать удаленно, не предполагает жесткой привязки к офису и предоставляет возможность варьировать график, достигая поставленной цели, — еще лучше.

«Жесткая централизованная вертикаль управления, в которой люди нередко чувствуют себя винтиками, сейчас нередко заменяется более демократичными системами, предполагающими как большую свободу, так и большую ответственность, — продолжает Ефим Лернер. — С учетом этого само слово «карьерист» уже не носит того негативного смысла, который был характерен для него несколько десятилетий назад». По мнению эксперта, с точки зрения кадрового бизнеса такой человек очень даже перспективен, поскольку интересы дела для него оказываются превыше всего.

И все-таки, согласитесь, душок от неблаговидных с точки зрения морали поступков всегда остается…

#вакансии #доходы

Комментарии