Придет ли конец этой вони?

Этот запах (сказать прямо: просто вонь) уже много лет не дает спокойно жить обитателям сотен домов в северо-западной части Приморского района. В том числе новостроек, квартиры в которых стоили людям отнюдь не три копейки. Они влезли в долги, приехали, и вот вам - получайте в нос при каждой перемене ветра.

Придет ли конец этой вони? | Иллюстрация overcrew/shutterstock.com

Иллюстрация overcrew/shutterstock.com

Причина давно известна - Левашово и Ольгино. Старинные села, ныне ставшие крупнейшими «мусорными» объектами города. Впрочем, почему «ныне»? Таковыми они стали давным-давно. Полигону твердых бытовых отходов «Новоселки», расположенному на территории Левашова, - около 40 лет. Рядом в Ольгине Северная станции аэрации «Водоканала» немногим моложе. Одно предприятие принимает и складирует мусор, второе вычерпывает и высушивает все, что приплыло сюда по главному канализационному коллектору. И все это атмосферу не озонирует. Человечество, увы, еще не придумало способа не производить отходы. А значит, кто-то где-то должен с этими отходами работать.

До поры до времени и Левашово, и Ольгино находились на почтенном расстоянии от города. К тому же были отделены от него лесным массивом. Но в 2005 году в Приморском и Выборгском районах началось неостановимое, агрессивное, все заполоняющее жилищное строительство. Лес вырубили, и город сам приполз (даже можно сказать, примчался) к собственной куче мусора и еще кое-чего. Мало того, город и ныне развивается в сторону свалки. Так что проблема вони лишь усугубляется.

С 2007 года «Водоканал» сжигает часть сухого канализационного остатка на заводе, специально для это построенном в Ольгине. Это решило проблему дефицита места для складирования отходов, но не решило проблему вони.

В 2013 году предприняли попытку как-то очистить воздух. По периметру Северной на столбах смонтировали систему дезодорирования: форсунки на столбах распыляют химвещества, помогающие справиться с неприятным запахом. Режим работы этой системы зависит от информации метеорологов, фиксирующих направление ветра. Куда дует ветер, туда реагент распыляют более интенсивно.

Время от времени, когда жалоб на вонь становится особенно много, «Водоканал» просит ученых из Научно-исследовательского института охраны атмосферного воздуха (НИИ «Атмосфера») проанализировать эффективность дезодорирующей системы: а вдруг она уже «выдохлась». В последний раз НИИ «Атмосфера» подтвердил, что интенсивность запаха снижается на 40 процентов. То есть 60 процентов все же колышется в воздухе, пока не сменится ветер.

Вообще-то говорить сейчас со специалистами «Водоканала» о вони на Северной станции аэрации и полигоне при ней даже... как-то страшновато. Вопросы эти вызывают бурю эмоций. Кстати говоря, абсолютно понятных. Сказано же было давным-давно: сюда не стройте, здесь общегородской унитаз, туда стройте! Никто не услышал. Теперь пытаются сделать близость с унитазом как можно менее ощутимой. Извините, если это не вполне получается.

Строго говоря, сейчас в центре внимания даже не запах, а вероятность попадания в воздух вредных веществ. Чтобы не допустить этого, тратится немало сил, времени и денег. При участии Роспотребнадзора налажен контроль за состоянием атмосферы микрорайонов, прилегающих к Ольгину и Левашову. Некоторое время назад случалось, что в воздух вместе с неприятным, но безвредным запахом просачивались вредные примеси. Но уже два года такие случаи не фиксируются.

В перспективе полигоны в Левашове и Ольгине должны либо закрыться, либо реконструироваться до такой степени, чтобы все подумали, что они закрылись. Но пока до решения этой задачи далеко, а канализация городу нужна ежедневно.

В комитете по энергетике, в чьем ведении находится «Водоканал» со всем его громадным хозяйством, пояснили, что имеется технология переработки осадка сточных вод до субстанции, абсолютно безопасной с точки зрения экологии. В 2020 году запланирована реконструкция одного из накопителей (ближайшего к жилым массивам) с использованием этой технологии. Сухой остаток будут обрабатывать химическими реагентами и загонять в огромные геотекстильные мешки. Утверждают, что упакованные таким образом канализационные отходы не пахнут. Правда, «сырье» в любом случае будет попахивать - сообразно своей природе.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 198 (5815) от 24.10.2016.


Комментарии