Презент от партнера

«От чистого сердца хотел сделать начальнице подарок, купил дорогие духи. А она обиделась – говорит, этот аромат больше подходит женщинам старшего возраста. Коллеги же меня просто высмеяли: мол, негоже к начальству подлизываться. И теперь «взяточником» обзывают. Расскажите, пожалуйста, как не попасть впросак с деловыми подарками. И чем действительно отличается подарок от взятки?» – спрашивает редакцию Олег А.

Презент от партнера | РИСУНОК Виктора БОГОРАДА

РИСУНОК Виктора БОГОРАДА

Чем ближе к концу года и началу череды праздников, тем актуальнее в компаниях встает вопрос о подарках. Продумываются они, как правило, заранее, закупаются нередко оптом... И, по мнению каждого третьего, презент от делового партнера вполне может оказаться банальным подкупом. Таков результат опроса, проведенного компаний HeadHunter, которая поинтересовалась мнением работников петербургских компаний относительно подарков от клиентов и партнеров.

Конечно, многое зависит от того, что дарят: скажем, дорогой парфюм, какую-то реликвию или, например, автомобиль. Однако где именно пролегает грань между подношением и «бакшишем» разобраться порой довольно сложно. Во всяком случае 8% респондентов уверены, что все подарки в бизнес-среде – своего рода взятки, но большинство (58%) все-таки не видят в новогодних, в частности, сувенирах от деловых партнеров ничего криминального.

В целом в России чаще всего праздничные подношения от партнеров ассоциируют с взятками работники в регионах, нежели жители Москвы и Петербурга; сотрудники более старшего возраста, нежели молодежь; представители госслужбы, а также науки и образования, нежели, например, маркетологи.

И не только работники считают некоторые подарки проявлением коррупции, но и сами компании иной раз, придерживаясь аналогичной позиции, запрещают своему персоналу принимать дары от партнеров, какими бы безобидными те ни казались. Так, 4% опрошенных признались, что в их организации есть соответствующее правило, которого они придерживаются; еще 1%, несмотря на табу, все же позволяет себе некоторые вольности.

Итак, насколько дорогим может быть подарок, чтобы он оставался ни к чему не обязывающим, а призванным лишь сделать приятное и поздравить с праздником? Закон, как известно, определяет его стоимость в пределах трех тысяч рублей, но субъективное представление людей несколько иное. Большинство опрошенных полагают, что его стоимость не должна превышать пять тысяч, однако есть и такие, кто считает приемлемым принять подарок, эквивалентный пятидесяти тысячам (1%) и даже ста тысячам рублей (1%).

Что же делать, если презент от клиента вызывающе дорог (допустим, отдых на море)? Большинство работников предпочли бы отказаться от подобных сувениров (62%), дабы не быть обязанными впоследствии. Четверть приняли бы этот знак внимания, однако от каких-либо преференций в работе по отношению к партнеру отказались бы. 8% не только приняли бы подарок, но и удовлетворили последующие просьбы, даже если бы они потребовали отойти от установленных правил.


Мнение экспертов

Самвел ПЕЦИКЯН, ведущий специалист-эксперт Государственной инспекции труда в Санкт-Петербурге:

– Законодательство нашей страны не допускает дарение в деловых отношениях. Есть исключение – это обычные подарки, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей. Но их может делать ограниченный круг граждан. От имени малолетних и людей, признанных недееспособными, на это имеют право их законные представители.

Кому может быть адресовано такое дарение? Здесь закон строго перечисляет: работникам образовательных, медицинских организаций, а также организаций, оказывающих социальные и аналогичные услуги. В этом числе организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дарить могут люди, находящиеся там на лечении, содержании или воспитании, а также их супруги и родственники.

Дарения стоимостью менее 3 тысяч рублей допускаются в отношениях между коммерческими организациями.

Гражданский кодекс устанавливает запрет на дарение лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальные должности, а также государственным и муниципальным служащим, служащим Банка России. Правда, этот запрет не распространяется на случаи дарения в связи с протокольными и другими официальными мероприятиями и служебными командировками. Подарки, которые получены государственными служащими и стоимость которых превышает три тысячи рублей, признаются, соответственно, федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью. Их служащий должен передать по акту в орган, где замещает должность.


Антон ТОПОЛЯНСКИЙ, психолог:

– Начну с неловкой ситуации, в которую попал обратившийся в редакцию читатель. Духи в самом деле дарить начальнице не стоило. Вкус – дело индивидуальное, с ароматом крайне трудно угодить. Пожалуй, есть только два случая, когда духи уместны. Их может презентовать фирма-производитель или фирма-продавец своим деловым партнерам, и то лучше дарить набор разных ароматов. И второй случай – когда вы точно знаете любимую марку человека и уверены, что он хорошо примет такое поздравление.

Кроме того, я бы предостерег от интимных подарков и подарков, в которых может угадываться намек. К первым относится прежде всего белье, каким бы красивым оно ни было, бритвенные принадлежности. Пример вторых – дезодоранты, шампуни. (Человек может подумать, что он неопрятен.)

Деловой этикет вообще запрещает дарить одежду (за исключением галстуков, шарфов, платков), алкоголь. Не стоит дарить ничего, что связано с религией (вера – дело глубоко интимное, и опять же можно не угадать). Крайне осторожно надо поступать с шуточными подарками. Не советую шаржи на человека, куклы-двойники. Возможна обида, да и вообще представление о юморе у разных людей может сильно разниться. Нельзя дарить вещи, побывавшие в употреблении, за исключением антиквариата. Но и тут будьте осторожны: презент не должен обязывать.

Нехорошо, работая в коллективе, делать начальству индивидуальные подарки. А коллегам, равным по статусу, от себя лучше вручить что-нибудь одинаковое либо нейтральное. Уместны канцелярские принадлежности, книги, диски и DVD.

Подарок деловому партнеру должен быть сдержанным и неназойливым – те же канцелярские вещи, зажигалки, часы, брелки для ключей, изделия из стекла, металла, керамики. Не дарите женщине в такой ситуации что-либо хозяйственное. Следует подчеркнуть, что вы цените ее именно как специалиста, работника.

Важно не только то, что именно вы дарите, но и каким образом это делаете. Обязательна открытка с визиткой вашей компании, для иностранного партнера поздравление следует написать на его языке. Не забудьте об упаковке, это существенная деталь поздравления.

Если подарок вам вручают лично, нужно его раскрыть и поблагодарить дарителя. Само собой разумеется, не стоит говорить, если он вам не понравился. Отказываться от подарка невежливо.

В последние пару лет стало признаком хорошего тона переводить на благотворительность средства, прежде выделяемые компанией на корпоративные подарки. Но тогда следует оповестить об этом партнера красивой открыткой, к которой можно приложить безделицу с логотипом вашей фирмы – ручку, брелок.


МЕЖДУ ТЕМ

Вероятно, сегодняшний день не располагает к шумным гуляньям: раньше Новый год отмечали всем коллективом три четверти фирм (в 2012 г. – 75%, в 2013-м – 78%), сейчас планируют это делать только 65%. При этом в 14% российских предприятий и организаций праздник вовсе отмечать не будут: в 8% компаний это просто не принято, еще 6% мешают финансовые трудности. А в каждой пятой (21%) вопрос, быть или не быть корпоративу, остается открытым. Такие результаты принес опрос, проведенный исследовательским центром портала Superjob.

HR-менеджеры, которые под Новый год готовятся к походу с коллегами в ресторан (41%), считают, что «такой праздник – главное событие года», он «является важной частью культуры компании». Правда, в некоторых компаниях вечеринку оплачивает фирма и зовут на нее всех – от уборщиц до руководителей отделов, а где-то она проводится за счет сотрудников.

Сторонники праздника в офисе считают, что для «небольшого дружного коллектива он вполне приемлем». Некоторые фирмы отмечают праздник в январе, поскольку перед Новым годом это слишком накладно. Есть фирмы, где вечеринка будет только для избранных или все ограничится официальной торжественной частью и легким фуршетом.

Треть (34%) всех компаний, которые проводят новогодние корпоративы, выделили на них такой же бюджет, как и в прошлом году. Однако в целом затраты явно становятся скромнее. Если два года назад 8% компаний снизили расходы на коллективный праздник, а год назад так поступили 13%, то сейчас – уже 15%.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 236 (5362) от 16.12.2014.


Комментарии