Представь, что ты в блокадном Ленинграде

«Как говорить с детьми о блокаде и обороне Ленинграда» - так называется сборник, который представили в Музее обороны в Соляном переулке. Он подготовлен музеем совместно с Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования. В сборнике - рассказ о самом разнообразном опыте, накопленном музеями (городскими и школьными) и библиотеками. В первую очередь - о познавательных и экскурсионных программах. А также о кинофильмах, театральных постановках, экскурсиях... Впрочем, несмотря на такое многообразие предложений, результаты пока не очень утешительные.

Представь, что ты в блокадном Ленинграде | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

- Младшие школьники чаще, чем ученики средних и старших классов, правильно отвечают на вопросы о блокаде, знают ключевые даты, - рассказала Юлия Лаврушина, сотрудник библиотеки имени Гоголя. - Увы, чем старше дети становятся, тем слабее их интерес к истории. Кому-то это просто скучно, кто-то говорит, что про блокаду рассказывают неинтересно, да и вообще ему надоело об этом слышать...

Откуда же такое безразличие к сюжету, память о котором может связывать вместе всех ленинградцев-петербуржцев?

- Увы, школьные учителя нередко преподносят историю слишком сухо и формально, - отмечает Лаврушина. - Вообще взрослые не особенно стремятся разговаривать с детьми на подобные темы, да и сами подчас не очень знают историю. Иногда дети признаются: «Мои родители не хотят говорить со мной о блокаде, а в Интернете нет популярных сайтов на эту тему - только для взрослых».

Еще одна особенность: дети из других городов, особенно младшие школьники, о блокаде Ленинграда не знают практически ничего, но их интерес огромен. Ребята постарше - с «кашей в голове»: что-то знают, строят фантастические догадки, путают блокаду со Сталинградской битвой. Их главная мотивация во время экскурсий по блокадным местам - сделать селфи у необычных («прикольных») памятников. Тем не менее после экскурсии три-четыре человека, как правило, подходят к экскурсоводу что-то уточнить. Им действительно интересно. И главный их вопрос: информации слишком много, она разная, кому верить?!

Каково же резюме музейщиков и педагогов - как заинтересовать детей блокадной темой, вызвать чувство сопричастности к истории? Можно, например, предложить подростку «ролевую игру»: представь, что ты оказался в осажденном городе и шансов вырваться из него у тебя нет. В каких условиях ты бы жил? Что ты будешь делать?

Спасибо экскурсоводам, которые умеют говорить страстно и погружать ребят в прошлое на тех самых исторических местах, где происходили ключевые события. Но таких гидов, встреча с которыми как подарок судьбы, можно пересчитать по пальцам. Один из них, к примеру, историк Баир Иринчеев - его ребята слушают как завороженные и не отходят от него ни на шаг. Спасибо военным реконструкторам - их живая форма подачи истории способна заинтересовать старшеклассников и побуждает к активным действиям.

Бесценный ресурс - история семьи. К примеру, участие в акции «Бессмертный полк» - отличный стимул для изучения прошлого своего рода. Кстати, в минувшем году примерно половина участников этого шествия по Невскому проспекту несли фотографии своих родственников - жителей блокадного Ленинграда.

Кто-то вообще задастся вопросом: а зачем говорить с детьми о блокаде?

- Блокада Ленинграда - крупнейшая гуманитарная катастрофа ХХ века, причем катастрофа не природная, а спланированная и организованная, - отмечает доцент СПб академии постдипломного педагогического образования Анна Рапопорт. - И ключевая цель, ради которой стоит начинать с ребенком трудный разговор о блокаде Ленинграда, - вырастить в детях осознание ценности милосердия, сострадания, взаимопомощи.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook


Комментарии