Главная городская газета

Представь, что ты в блокадном Ленинграде

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Общество

Василеостровская эпопея, или строительство идет со скрипом

Смольный озвучил ряд замечаний в адрес компаний, осваивающих намыв на западе Васильевского острова. С момента начала стройки городские власти регулярно выражают недовольство процессом. Читать полностью

Автомагистраль в интересах животного мира

Что такое экодук и как он связан с миграцией лосей? Читать полностью

В Петербурге и Ленобласти оценили экологическое состояние водоемов

Специалисты проанализировали водостоки за первый квартал текущего года. Подробнее о результатах исследования - в нашем эксклюзивном материале. Читать полностью

Черное море осталось без круизов

В навигацию 2018 года морской пассажирский порт Сочи, скорее всего, не примет ни одного круизного лайнера. Причину сложившейся ситуации выясняли «СПб ведомости». Читать полностью

Как меняется отопление в котельных на Саперной

Саперная улица находится в Пушкине. Несколько дней назад она стала центром важных показательных событий, характеризующих тепловую инфраструктуру города. Подробности – в нашем материале. Читать полностью

Сел и поехал. Петербург как «Умный город»

В Северной столице прошел «круглый стол», посвященный требованиям к территориям будущего «Умного города». Как выяснилось, от красивых теорий до реальной практики - огромная дистанция. Читать полностью
Представь, что ты в блокадном Ленинграде | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

«Как говорить с детьми о блокаде и обороне Ленинграда» - так называется сборник, который представили в Музее обороны в Соляном переулке. Он подготовлен музеем совместно с Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования. В сборнике - рассказ о самом разнообразном опыте, накопленном музеями (городскими и школьными) и библиотеками. В первую очередь - о познавательных и экскурсионных программах. А также о кинофильмах, театральных постановках, экскурсиях... Впрочем, несмотря на такое многообразие предложений, результаты пока не очень утешительные.

- Младшие школьники чаще, чем ученики средних и старших классов, правильно отвечают на вопросы о блокаде, знают ключевые даты, - рассказала Юлия Лаврушина, сотрудник библиотеки имени Гоголя. - Увы, чем старше дети становятся, тем слабее их интерес к истории. Кому-то это просто скучно, кто-то говорит, что про блокаду рассказывают неинтересно, да и вообще ему надоело об этом слышать...

Откуда же такое безразличие к сюжету, память о котором может связывать вместе всех ленинградцев-петербуржцев?

- Увы, школьные учителя нередко преподносят историю слишком сухо и формально, - отмечает Лаврушина. - Вообще взрослые не особенно стремятся разговаривать с детьми на подобные темы, да и сами подчас не очень знают историю. Иногда дети признаются: «Мои родители не хотят говорить со мной о блокаде, а в Интернете нет популярных сайтов на эту тему - только для взрослых».

Еще одна особенность: дети из других городов, особенно младшие школьники, о блокаде Ленинграда не знают практически ничего, но их интерес огромен. Ребята постарше - с «кашей в голове»: что-то знают, строят фантастические догадки, путают блокаду со Сталинградской битвой. Их главная мотивация во время экскурсий по блокадным местам - сделать селфи у необычных («прикольных») памятников. Тем не менее после экскурсии три-четыре человека, как правило, подходят к экскурсоводу что-то уточнить. Им действительно интересно. И главный их вопрос: информации слишком много, она разная, кому верить?!

Каково же резюме музейщиков и педагогов - как заинтересовать детей блокадной темой, вызвать чувство сопричастности к истории? Можно, например, предложить подростку «ролевую игру»: представь, что ты оказался в осажденном городе и шансов вырваться из него у тебя нет. В каких условиях ты бы жил? Что ты будешь делать?

Спасибо экскурсоводам, которые умеют говорить страстно и погружать ребят в прошлое на тех самых исторических местах, где происходили ключевые события. Но таких гидов, встреча с которыми как подарок судьбы, можно пересчитать по пальцам. Один из них, к примеру, историк Баир Иринчеев - его ребята слушают как завороженные и не отходят от него ни на шаг. Спасибо военным реконструкторам - их живая форма подачи истории способна заинтересовать старшеклассников и побуждает к активным действиям.

Бесценный ресурс - история семьи. К примеру, участие в акции «Бессмертный полк» - отличный стимул для изучения прошлого своего рода. Кстати, в минувшем году примерно половина участников этого шествия по Невскому проспекту несли фотографии своих родственников - жителей блокадного Ленинграда.

Кто-то вообще задастся вопросом: а зачем говорить с детьми о блокаде?

- Блокада Ленинграда - крупнейшая гуманитарная катастрофа ХХ века, причем катастрофа не природная, а спланированная и организованная, - отмечает доцент СПб академии постдипломного педагогического образования Анна Рапопорт. - И ключевая цель, ради которой стоит начинать с ребенком трудный разговор о блокаде Ленинграда, - вырастить в детях осознание ценности милосердия, сострадания, взаимопомощи.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook