Право обмануться

Журналисты городских СМИ проявили огромный интерес к пресс-конференции, посвященной чрезвычайно актуальной (по мнению ее участников) теме - мошенничеству в отношении пожилых граждан. Своими мыслями делились глава комитета по соцполитике Александр Ржаненков, зам. управляющего отделением ПФР по городу и области Анна Борисова, представители «ПетербургГаза», «Водоканала», Межрегиональной ассоциации ветеранов, пенсионеров, инвалидов, а также (что более логично) начальник отдела управления уголовного розыска ГУ МВД по Петербургу и области Александр Шевченко.

Право обмануться | РИСУНОК Игоря КИЙКО

РИСУНОК Игоря КИЙКО

К месту и не к месту

По данным Шевченко, в прошедшем году в городе зафиксировано 2238 случаев, имеющих признаки мошенничества. Из них 954 - с пожилыми людьми. Стоит ли из этих данных делать вывод, что именно пожилые являются наиболее уязвимой частью общества? Очевидно, нет. Тем более еще никто четко не определил, кого именно надлежит зачислять в пожилые.

Надо признать, что само понятие «мошенничество» в массовом сознании до крайности размыто. Это слово - к месту и не к месту - обильно вставляют в свою речь различные ответственные лица. А вслед за ними - и граждане. Между тем далеко не все, что именуется в обиходе мошенничеством, является таковым в юридическом смысле.

Так, никакого мошенничества нет в деятельности многочисленных фирм, которые едва ли не насильно пытаются установить счетчики воды и газа в квартирах петербуржцев. Нарушение законодательства можно усмотреть лишь в некорректных наименованиях таких частных структур, которые норовят назвать себя едиными городскими центрами и прочими именами в том же духе. Но в Петербурге ни одна властная инстанция пока не усмотрела в этом криминала.

Анна Борисова рассказала о случаях, когда какие-то консультационные организации предлагали пенсионерам свои услуги по правильному оформлению заявлений в ПФР. Разумеется, за плату. По данным Борисовой, эдакой услугой воспользовались около 500 человек, уверенные, что без профессиональной помощи они не смогут составить бумаги, как того требует законодательство. Между тем ПФР (как постоянно пишут все СМИ) только и делает, что рассказывает, насколько просто и быстро можно подать заявление: очно и заочно, в свободной форме, в любом управлении, через сайт ПФР и на портале «Госуслуги»... Никакой особой подготовки от гражданина не требуется.

Трудно сказать, какими соображениями руководствовались 500 «пострадавших»: кто-то реально не верил в себя, кому-то легче было возложить ответственность на другого, кому-то не хотелось тратить свои силы и время на бумажную возню... Надо признать, что формулировки пенсионного законодательства так заковыристы и туманны, что понимаешь граждан, пожелавших воспользоваться помощью юристов.

Можно определенно констатировать: никакого мошенничества (в юридическом смысле) не усматривается и в данном случае. Граждане хотели получить услугу - они ее получили. И оплатили. А то, что они потом пожалели о своем поступке... Но ведь точно так же можно пожалеть о неудачном походе в парикмахерскую: мол, сам бы лучше побрился!

И всем дадут по...

Деянием, похожим на мошенничество в отношении пенсионеров, пожалуй, можно назвать создание сайтов, имеющих цель облапошить непродвинутых новичков в интернет-среде. Те, освоив азы компьютерной грамотности, научились худо-бедно бродить по Сети и забыли об осторожности. Несколько ресурсов, как рассказала Борисова, предлагают гражданам проверить размер их пенсионных накоплений. Нужно всего лишь ввести паспортные данные и номер СНИЛС. Непременно оказывается, что накопления позволяют разово получить 100 тысяч рублей... Нужно всего лишь оплатить услугу по моментальному переводу этой суммы на счет клиента. Ну сущие копейки. И платят...

- Во-первых, хотелось бы в очередной раз предупредить граждан: не сообщайте никаким сторонним интернет-ресурсам или организациями свои персональные данные, - говорит Анна Борисова. - Во-вторых, о любых выплатах необходимо справляться только в Пенсионном фонде. При этом нужно помнить, что он не взимает плату за свои услуги, не ходит по домам, не звонит по телефону гражданам, не предлагает никаких дополнительных выплат.

Надо отметить, что Интернет действительно пестрит информацией о возможности единовременного получения накопительной части пенсии. Здесь есть и «юристы по пенсиям», и «консультанты по пенсиям», и даже «блогеры по пенсиям». Их можно читать-перечитывать (ликбез лишним не бывает), но зачем же с ходу заполнять в Сети таблички и анкетки? Тем более - оплачивать то, не знаю что?

Зафиксированы также случаи, когда граждане перечисляли деньги (правда, небольшие) на счет неведомых лиц, которые по телефону сообщали о возможности получить в ПФР компенсацию за якобы недополученные медицинские услуги. Правда, предварительно лица просили оплатить хлопоты. Надо ли говорить, что никаких компенсаций никто не получил.

То ли в некоторых гражданах живет неистребимая уверенность в том, что «не подмажешь - не поедешь», то ли они просто не включают голову... И это, увы, может произойти с гражданами любого возраста.

Рассказывая о борьбе угро с мошенниками, Александр Шевченко привел лишь один пример. По его словам, оперативникам удалось раскрыть сеть торговцев БАДами (биоактивными добавками) - 16 человек. Правда, до суда дело пока так и не дошло. Поэтому говорить об этом случае, как о преступлении, преждевременно.

БАДы продают давно: в аптеках, по почте, в офисах... Торгуют ими и агенты. Методы торговли давно всем известны: сначала купи одно, потом «вам непременно нужно закрепить успех лечения и купить еще коробочку», а затем «до исцеления чуть-чуть, надо прикупить еще одно снадобье...».

Коммивояжер на работе - это не мошенник, а умелый бизнесмен. И обратное еще нужно доказать в суде. А если кто-то обиделся, что снадобье не исцелило все его немощи, то это вовсе не означает, что его обманули. Скорее, что он обманывался сам.

Заведи себе патрона

Все же непонятно, почему так часто слово «мошенничество» стоит рядом со словами «пожилой человек»? Как будто «пожилой» - это уже определение клинической доверчивости, беззащитности и - простите - глупости.

И особенно странны выводы, которые некоторые чиновники делают на основании таких определений. Звучат предложения защитить пожилых граждан от принятия ими неверных решений. Например, вменить органам опеки в обязанность сопровождать сделки с недвижимостью или ценностями, в которых принимают участие пожилые граждане.

По мнению Александра Ржаненкова, это не лишено смысла, так как «не все пожилые люди способны решать финансовые вопросы и совершать сделки с имуществом». По информации Ржаненкова, уже существует законопроект, в котором с определенного возраста гражданин может быть защищен таким образом. Правда, не вполне ясно, потребуется ли согласие самого пожилого человека на эту «защиту»?

Если не потребуется, смотри Конституцию, которая не допускает ничего подобного в отношении дееспособных. Если потребуется, тогда непонятно, зачем вообще разрабатывается такой проект. Ведь и в нынешнем Гражданском кодексе (статья 41) уже предусмотрено, что совершеннолетний дееспособный гражданин может иметь помощника (или патрона - от слова патронаж), с которым он может подписать договор поручения на те или иные действия.

Основанием для установления патронажа является состояние здоровья или «возрастная немощь» (так в официальных комментариях к Гражданскому кодексу), подтвержденная заключением клинико-экспертной комиссии. При этом патроном не может быть социальный работник, уже оказывающий услуги человеку. И главное - гражданин, находящийся под патронажем, все равно является дееспособным в полном объеме и имеет право самостоятельно совершать любые сделки без участия патрона.

#мошенничество #пенсионеры #Ржаненков

Комментарии