Поверх барьеров

В репортаже «Знай свое место» в номере от 2 сентября рассказывалось об успешной работе эвакуаторов на бесплатной парковке возле гипермаркета «О Кей» на Богатырском проспекте. Подпись под снимком к заметке заканчивалась фразой: «Теперь парковки для инвалидов порой пустуют даже в часы пик».

Поверх барьеров | ФОТО majivecka/shutterstock.com

ФОТО majivecka/shutterstock.com

Пустуют и в будние дни, и в выходные, и не только по вышеуказанному адресу. Пустуют там, где на парковки гипермаркетов периодически наведываются эвакуаторщики, беспощадно отправляя на штрафстоянки автомобили, занимающие инвалидные места.

Неоднократно наблюдала за этим увлекательным процессом на территории гипермаркета «Лента», что на Бухарестской ул., 69. Эвакуаторы приезжают парами в сопровождении полицейской машины, действуют слаженно и оперативно. Инспектор делает фото нарушителя, минута-другая – и начинается погрузка авто на платформу эвакуатора. Хозяева в торговом зале делают покупки, не подозревая, какой их ожидает неприятный сюрприз.

Результат «зачисток» налицо. Первые четыре ряда от входа в гипермаркет, а это 48 парковочных мест, предназначенных для людей с ограниченными возможностями, едва ли заполняются на треть. Остальная территория – под завязку, особенно во второй половине пятницы и в субботу. За отсутствием свободных мест водители оставляют машины по периметру ограды парковки, где разметки нет. С точки зрения здравого смысла наведенный порядок выглядит странно. Целесообразнее было бы без ущемления прав маломобильных граждан количество отведенных для них мест все-таки сократить.

Организация специализированной парковки на общей стоянке обходится дешево. Достаточно нанести всем известный знак на асфальте – вот и вся организация. Куда сложнее и дороже создать прочую инфраструктуру безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями, на что ежегодно выделяются солидные бюджетные средства.

Пандусы на входах в социальные заведения, аптеки, многие офисы и жилые здания уже становятся не исключением из правил, а правилом. Но сколько же при их возведении зря потрачено денег! Тут ведь главный эксперт – инвалид. Если он пандусом реально не может воспользоваться, то нужен он только чиновникам для отчетности.

Чтобы не выбрасывать деньги на ветер, для консультаций при создании этих сооружений с недавних пор стали привлекать непосредственно будущих потребителей. Смольный ужесточил требования к приемке строительных объектов с точки зрения их доступности для инвалидов.

Наглядный пример заботы о людях с ограниченными возможностями – низкопольный общественный транспорт. Для пожилых людей и тех, кто передвигается с помощью палочки, посадка в такой автобус, троллейбус стала более комфортной. Для колясочника приспособлена выдвижная аппарель.

Мне, честно говоря, ни разу не доводилось видеть, как этим приспособлением колясочники пользуются. Как-то поинтересовалась у водителя, почему не пользуются. Тот предположил, что опорнику трудно добраться до остановки, не у каждого есть возможность выехать из дома. Но, если выехал и добрался, надо еще в салон зайти.

Этим летом на автобусном маршруте # 3 произошел такой случай. Инвалид-колясочник не смог войти в автобус, потому что водитель не сумел опустить аппарель. Дождался следующего автобуса – картина повторилась. Только водитель третьего автобуса вместе с кондуктором обслужили инвалида, как полагается по инструкции.

По этому случаю в ГУП «Пассажиравтотранс» провели служебное расследование. Выяснилось, что аппарели на первых двух автобусах были в исправном состоянии. Водителей-неумех лишили премии, а работу третьего экипажа отметили благодарностью.

Чтобы маломобильным пассажирам, мамам с колясками было удобно пользоваться низкопольным транспортом, в том числе и с помощью выдвигаемого пандуса-аппарели, необходимо, чтобы высота бордюра на остановочной площадке соответствовала уровню пола в салоне или нижней ступени транспорта. Тогда обеспечивается норматив доступности.

Еще в 2011 году в Смольном поднимался вопрос о поднятии высоты бордюра на остановках автобусов и троллейбусов. Этот фактор также должен учитываться при ремонте дорог. По прогнозам тогдашнего председателя комитета по развитию транспортной инфраструктуры Бориса Мурашова, полную реконструкцию остановок в городе реально выполнить за 10 – 15 лет.

С тех пор мало что изменилось. В КРТИ этот вопрос периодически рассматривался. Но реконструкция остановок, по мнению чиновников, упирается в сложные согласования с ГИБДД и другими надзорными инстанциями. Получается, что легче закупить дорогостоящий транспорт, чем приспособить инфраструктуру для его полноценной эксплуатации.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 184 (5557) от 02.10.2015.


Комментарии