Посвящение в «маратовцы»

В грядущий День Победы отдельной колонной «Бессмертного полка» по Невскому проспекту пройдут герои-«маратовцы». Их фотографии возьмут в руки ученики Невского колледжа имени А. Г. Неболсина, что на 2-м Муринском проспекте. Там уже больше двух десятков лет действует музей, посвященный легендарному линкору «Марат», защищавшему Ленинград в 1941-м.

Посвящение в «маратовцы» | Экспозиция посвящена не только линкору «Марат», но и памяти людей, создавших этот музей. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Экспозиция посвящена не только линкору «Марат», но и памяти людей, создавших этот музей. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Зигзаги судьбы этого корабля поистине уникальны: «Маратом» он стал 31 марта 1921 года, а до этого звался «Петропавловском». Под этим именем участвовал в Первой мировой. Но «контрреволюционное» название надо было вычеркнуть из памяти, поскольку команда корабля оказалась в числе зачинщиков антибольшевистского кронштадтского мятежа 1921 года... А ведь во время Февральской революции матросы дружно перешли на сторону революции. Часть офицеров присягнула Временному правительству. Четверо отказались – их расстреляли. Кстати, двоюродный внук одного из них – артист Дмитрий Харатьян...

Впрочем, когда ветераны создавали музей, речь шла исключительно о «Марате», который был символом могущества советского флота. В 1937 году он даже представлял Советский Союз на коронации британского короля Георга VI.

– Музей был создан в начале 1990-х годов, когда, казалось бы, совсем было не до того, – рассказал директор колледжа заслуженный учитель Российской Федерации Юрий Царфин. – Инициаторами стали несколько ветеранов-«маратовцев». На предложение откликнулись, выделили помещение. Основателем и первым директором музея стал «маратовец» Матвей Зиновьевич Фрейдин, свою лепту внесли многие ветераны, служившие на «Марате».

Осенью 1941-го мощные орудия корабля поддерживали Ораниенбаумский плацдарм. Враг устроил на «Марат» настоящую охоту. Немцы попытались уничтожить корабль во время массированного налета на Кронштадт 16 сентября 1941 года. Именно этот момент запечатлен на диораме в музее. Тогда корабль выстоял. Однако 23 сентября 1941-го стало его «черным днем». Вражеские бомбардировщики обрушили на линкор лавину огня. Бомба попала в носовую часть, боеприпасы сдетонировали... Погибли командир корабля, старпом и еще 324 человека. Имена погибших во время той трагедии – на стендах музея...

Но корабль все-таки выжил. Его артиллерию сняли и использовали на берегу, а оставшиеся моряки сражались на суше. Более того, на Кронштадтском ремонтном заводе боеспособность корабля была частично восстановлена, а в 1943 году ему даже вернули название «Петропавловск».

Многие годы музей объединял ветеранов. Сегодня из воевавших «маратовцев» осталось всего двое: Вадим Германович Бениманский и Николай Владимирович Чирков. Обоим – за девяносто. Несмотря на свой преклонный возраст, оба приняли участие в традиционных Маратовских чтениях. Постоянные гости музея – потомки «маратовцев». Среди них рок-музыкант Олег Гаркуша и его сын Егор...

– Естественно, что ветераны делали главный упор на историю «Марата», но сейчас мы начинаем копать глубже и узнаем совершенно удивительные вещи, – говорит директор музея Анна Ивановна Иванова. – Мы раскопали материалы о первом капитане линкора Владимире Пилкине, впоследствии ставшем деятелем белого движения на северо-западе. Знаем судьбу второго капитана – Михаила Беренса. В 1920 году он был одним из руководителей перехода Русской эскадры из Константинополя во французскую Бизерту.

Несмотря на то что новшества в музейной экспозиции, казалось бы, напрашиваются, в ней не собираются ничего менять. По словам Анны Ивановны, музей – мемориальный: он посвящен не только «Марату», но и памяти тех людей, которые его создавали. Поэтому тут все остается так, как это было создано руками ветеранов. А для рассказа о «Петропавловске», хочется надеяться, со временем выделят отдельный зал.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 033 (5406) от 26.02.2015.


Комментарии