Последний звонок

С Валаама постепенно уходит светская жизнь

Валаам хоть и считается святым островом, но страсти там кипят поистине мирские. Ведь помимо духовенства остров населяют и светские жители, положение которых с каждым годом делается все более шатким... Настоящим ударом стало для многих из них известие о предстоящем закрытии единственной на острове средней общеобразовательной школы.

Последний звонок | Мирское и духовное сплелись на этом острове в одну корневую систему. Обрубишь одно, другому тоже придется несладко...<br>ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Мирское и духовное сплелись на этом острове в одну корневую систему. Обрубишь одно, другому тоже придется несладко...
ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Островная жизнь

Суровый климат. Скалистые берега, поросшие жесткой еловой бородой. И самое главное – отъединенность от прочего мира. Этот «русский Афон» славился суровым монашеством, пока весной 1940 года над островом не прозвучали прощальные удары тысячепудового колокола, известившие о кончине древней православной обители. И никто из ушедших в глубь Финляндии иноков тогда и представить не мог, что монастырю суждено возродиться в 1989 году. А до этого в бывших монастырских владениях располагались и школа юнг, и дом инвалидов, и даже подсобное хозяйство целлюлозного завода. На несколько десятилетий православная святыня превратилась в обыкновенный советский поселок, где выросло не одно поколение мирян.

На Валааме все измеряется единственным числом. Один магазин, одна почта, один полицейский участок, одна школа. Отопление даже в многоквартирных домах печное. До соседнего населенного пункта более часа плавания на судне. Это если летом. А зимой и вовсе только вертолетом можно долететь.

Островитяне жизнь ведут своеобразную. Некоторые работают в туристической индустрии, другие обслуживают пожарную часть, электростанцию и несколько уже упомянутых социальных учреждений. Местные жители давно привыкли к суровым условиям существования и сформировали тесное островное сообщество.


Благочестивые соседи

Жизнь на острове кардинальным образом изменилась в начале 90-х годов прошлого века, когда исторические здания Валаамского монастыря были возвращены православной церкви. Изначально «старожилы», многие из которых являются верующими людьми, были рады новым соседям. Никто и подумать не мог, что всего через несколько лет светскому населению Валаамского архипелага, по сути, придется готовиться к эвакуации на материк, хотя никакой войны на Ладоге нет.

Монастырь развил на острове бурную деятельность, которая требовала постоянного расширения пространства. Между мирскими жителями и монахами стал нарастать конфликт. В итоге мирянам было предложено добровольно покинуть остров. Справедливости ради стоит отметить, что аборигенам предоставлялись квартиры в ближайшем городе Сортавале, было даже построено несколько домов за счет монастыря. Но не так-то просто покинуть родное место, в котором прожил не один десяток лет! Да и уклад жизни в городе сильно отличается от островного, где у каждого мирянина был свой огород и – рыбалка, ягоды, грибы... Для кого-то просто отдушина, а для кого-то и способ выжить (зарплаты у многих копеечные, а в Сортавале с работой не ах)...

Наблюдая, что происходит на острове в последние годы, бывая там, слыша разговоры коллег и рассказы местных жителей, вижу, как отсюда медленно, но верно уходит светская жизнь. Точнее, не «светская» в ее нынешнем понимании (она-то как раз бьет ключом: толпы экскурсантов, высокие гости в окружении фоторепортеров), а просто жизнь – самая обычная жизнь самых обычных людей. На этом «празднике» они оказываются чужими и ненужными.

Муниципального и служебного жилья на острове больше не существует – власти «подарили» его церкви. Если кто-то из «мирских» съезжает на материк, его квадратные метры отходят к Валаамскому монастырю. На сегодняшний день официально прописанными на острове остаются лишь 150 человек, хотя фактически мирян здесь больше раза в четыре.

Как-то незаметно закрылись библиотека, детский сад, больница. А единственная медсестра, работающая на Валааме, не может ни назначить лекарства, ни выписать больничный – за всем этим необходимо ехать на материк... И вот теперь настал черед средней школы.


По ком звонит колокол

Решение о закрытии школы было озвучено в середине марта администрацией Сортавальского района Республики Карелия. Пока что оно прозвучало в устной форме – окончательное решение будет вынесено после проведения комиссии, что осуществимо лишь с началом навигации.

Подобного приговора школа опасалась уже давно. Детей в ней обучались немного – около 40 человек, но в последние годы благодаря экспансии монастыря и переезда части семей в Сортавалу это количество сократилось до 15. Официально же число учеников еще меньше – часть школьников являются детьми монастырских работников, не имеющих прописки на Валааме; в любой момент они могут быть удалены с его территории (именно по причине отсутствия прописки у родителей лишились детского садика 10 валаамских дошколят). При этом в школе работают семь человек учителей.

Валаамская школа в этом году отмечает свое семидесятилетие. Несмотря на островное положение, ее учащиеся активно участвуют в региональных и всероссийских олимпиадах и конкурсах, показывая хорошие результаты. Так, в 2010 году один из учеников занял первое место по России среди девятых классов в конкурсе «Золотое руно». В этом году ученики валаамской школы в очередной раз прошли в финал международной олимпиады по основным наукам. При школе действует вокальный ансамбль «ВалАнс» – лауреат множества всероссийских конкурсов духовной и народной песни, театральная студия. Школьники принимают участие в фестивале детских кукольных театров, год назад валаамский коллектив получил «Гран-при» на республиканском фестивале «Куклантида». Выпускники школы успешно заканчивали 10 – 11-е классы на материке и поступали в высшие учебные заведения. И все это теперь может «уйти в историю».

Помимо малого числа учеников у представителей власти есть еще одна предпосылка к закрытию школы. Здание Зимней гостиницы, в которой располагается учебное заведение, осенью ставится на капитальный ремонт. Гостиницей это здание является только по названию – кроме собственно гостиничных номеров в нем находится еще десяток квартир. Состояние жилых помещений действительно удручает – сырой, ободранный коридор, крошечные комнаты, покрытая грибком душевая больше напоминают военные казематы. Трущобные квартиры резко контрастируют с лощеным блеском гостиничного комплекса и, безусловно, бросают тень на репутацию монастыря. Тем более что последнему как раз необходимо место для размещения нового духовно-просветительского центра. Но оправдывает ли создание центра закрытие единственной светской школы на острове?

В мае 2014 года Валаам посетил министр образования Карелии, который заверил местных жителей, что пока на острове есть дети – школа должна существовать и что в случае ремонта она будет перемещена из Зимней гостиницы в другое помещение. Тогда рассматривался вариант ее перевода во Флотский домик – еще одно историческое здание Валаама. Однако сейчас вопрос о переводе школы даже не поднимался...


Под колесом церковной реституции

Закрытие школы, казалось бы, должно положить конец «светскому» Валааму. Фактически у семей, имеющих детей, не остается выбора, кроме как покинуть остров. Но даже в нынешних условиях в планы многих жителей, в том числе и родителей, не входит отъезд с родных берегов.

Если вдуматься, тотальный переезд мирских жителей с острова невозможен, и причина тому – сам Валаамский монастырь. Превратившись в крупный туристический объект, принимая в определенное время года по нескольку тысяч паломников в день, он фактически обрек себя на путь «светского монастыря»: в настоящий момент его обслуживают множество людей, не имеющих церковного сана и не собирающихся его принимать. Правда, поговаривают, что в монастырь стараются не брать работников с детьми, и везде декларируется, что идеален вахтовый метод. Но даже при таких ограничениях наличие социальных учреждений на острове – жизненная необходимость. И коль скоро монастырь взял на себя полномочия власти, он обязан обеспечивать своих подчиненных нормальными условиями существования. Ведь в России немало мест, где монахи мирно соседствуют с коренными жителями. В конце концов, и в Библии сказано: «Вот наследие от Господа: дети».


КСТАТИ

Этот конфликт на Валааме далеко не первый. Самый ранний описан еще в летописи XVI века – «Сказании... о создании пречистой обители Господа Бога на Валааме». В переводе на современный язык сходство с нынешними событиями получается почти буквальное: «Правители города, повинуясь словам архиепископа, чтобы был тот остров Валаам отдан преподобному Сергию, а живущие там люди изгнаны, отрядили посланцев с письменными указами. Посланники людей с острова высылать начали. Тогда они, бесом вооруженные, ополчились и устроили войну против посланных. И многие из язычников были низвержены». Если верить сказанию, преподобный Сергий на Валааме тоже долго не задержался: дьявол обуял монахов, и те выгнали святого с острова.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 078 (5451) от 05.05.2015.


Комментарии