Последний из лебедей

Неожиданно возникшая в Царском Селе скульптура – бюст Иннокентия Анненского с крыльями – вызвала в Петербурге скандал. И не только потому, что законность его установки вызывает большие сомнения. Этот сюжет наглядно показал, что появлению новых изваяний в городе должно предшествовать общественное обсуждение.

Последний из лебедей | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

На высоком постаменте бюст поэта соседствует со скульптурой лебедя. Птица изображена чувственно. Длинная шея изогнулась перед человеком, а позади распахнулись большие тонкие крылья...

Не слишком ли вольно истолкован образ переводчика Еврипида и знатока древней классики? Ведь современники отзывались о нем как о человеке строгих правил. «Вообще он держался очень не просто: словно накрахмаленный. Сан директора гимназии наложил на него свою печать», – вспоминал Корней Чуковский.

Анненский возглавлял Николаевскую гимназию в Царском Селе с 1896-го по 1905 год. Здание это сохранилось, сейчас в нем работает Центр технического творчества и информационных технологий. Перед фасадом учреждения со стороны Малой улицы и появился памятник. Он расположен в центре так называемого Директорского садика, неподалеку находилась квартира поэта.

Выполнил бюст московский скульптор лауреат Государственной премии СССР Александр Бурганов. Ваятель-ветеран признался корреспонденту «СПб ведомостей»: «Бюст Иннокентия Анненского был создан мною как знак памяти великому поэту и деятелю просвещения...». Идея установки памятника, по его словам, принадлежит «наследникам Анненского», которые получили здание гимназии для организации центра творчества. А именно – директору центра Дмитрию Ковалеву и руководителю работ по созданию музея гимназии Татьяне Бровкиной.

«Девизом памятника Анненскому я взял слова его ученика великого русского поэта Серебряного века Николая Гумилева: «...Был Иннокентий Анненский последним из царскосельских лебедей», – рассказал наш собеседник. Бурганов решил подарить музею гимназии свою работу на 160-й день рождения поэта. Презентация подарка состоялась 12 декабря 2015 года.

Но оказывается, «Царскосельского лебедя», так называется эта композиция, еще можно изменить. Заместитель председателя комитета по образованию Смольного Андрей Борщевский рассказал нам, что установленная скульптура хоть и выполнена в полную величину, «не является памятником, а представляет собой творческий проект». «Проектом» она считается потому, что выполнена «из временных композитных материалов».

По словам Борщевского, предложенный Бургановым в дар Петербургу бюст сейчас «проходит общественную оценку». «После обсуждения проекта будет принято решение о судьбе варианта модели памятника и месте его установки», – заявил чиновник.

Несколько известных деятелей российской культуры, не дожидаясь команды Смольного, уже высказали свое отношение к новоявленному проекту. В их числе писатель Андрей Битов, поэт Александр Кушнер и директор Всероссийского музея Пушкина Сергей Некрасов. «Представленный на обозрение бюст обрамлен сзади какими-то «стрекозиными» крыльями, а спереди свисающим «шлангом», изображающим шею лебедя (такой длины шеи у этой породы птиц никто не видывал) с клювом, что создает полноценный образ змеи», – говорится в тексте их совместного заявления. Крылья же этого «существа, принявшего в свои объятия несчастного поэта», расположены таким образом, что доминируют над головой и самим бюстом. Последний становится непропорционально маленьким... Они считают, что городские власти должны убрать этот памятник как не соответствующий образу самого поэта, образу Царского Села, а также духу классической гимназии. В конце письма содержится недвусмысленный намек на то, что лучше бы сделать новый памятник по проекту другого скульптора, который ближе знаком с петербургскими традициями.

А вот автор двух книг о Николаевской гимназии и ряда статей об Анненском-педагоге Кирилл Финкельштейн считает, что скульптор сумел воплотить в своей работе многоликий образ Анненского. Здесь и его превосходительство действительный статский советник в мундире директора классической гимназии, и аллегорический образ лебедя, который выражает «ипостась поэта, рвущегося из официальной оболочки».

«Вполне допускаю, что памятник может кому-то не нравиться, он не традиционен, но ведь лебедь с «крыльями стрекозы» за спиной поэта – это не скульптурное изваяние птицы отряда гусеобразных, а изящно выполненная художественная аллегория», – говорит Финкельштейн.

...Остается открытым вопрос о законности установки этого «проекта». Ведь ни одна скульптура на улицах Петербурга не может появиться просто по желанию ее создателя или, предположим, директора соседнего учреждения. Любой подобный объект должен проходить согласования в комитетах Смольного, получать оценку на Градсовете...

«По нашей информации, памятник этот установлен на территории объекта культурного наследия без согласования с комитетом по охране памятников. Поэтому мы в настоящее время проводим проверку», – рассказал журналистам руководитель КГИОП Сергей Макаров.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 036 (5653) от 02.03.2016.


Комментарии