Посадка отменяется

На табло аэропорта «Пулково» напротив рейсов «ВИМ-Авиа» в Даламан, Анталью и Шанхай красным горело слово «отменен». «Да до каких пор это будет продолжаться! - возмущались пассажиры. - Кто ответит за издевательства над людьми?» Отвечать было некому: оказаться крайним перед сотнями разгневанных путешественников никто не захотел.

Посадка отменяется | ФОТО Михаила ДЖАПАРИДЗЕ/ТАСС

ФОТО Михаила ДЖАПАРИДЗЕ/ТАСС

Вчера стало понятно: на туристический рынок снова пришла беда. Осознав всю глубину ситуации, «ВИМ-Авиа» заявила об остановке выполнения всех чартерных рейсов. Это означает, что в заложниках «тяжелой экономической ситуации» в компании оказались до 50 тысяч пассажиров, которые уже находятся на отдыхе или собирались отправиться в отпуск. По экспертным оценкам, всего у авиакомпании имеются обязательства перед более чем 190 тыс. пассажиров регулярных и чартерных рейсов. Включая тех, кто купил билеты вперед и уже не сможет ими воспользоваться.

Тяжелая ситуация, о которой говорят в авиакомпании, выглядит так: общий объем долгов перевозчика составляет до 10 млрд рублей. Причем выяснилось, что, исправно продавая билеты и получая за них деньги, «ВИМ-Авиа» уже длительное время не платит не только поставщикам топлива и аэропортам, но и собственным работникам - долги по зарплате превышают 200 млн рублей.

Оставаясь одним из крупнейших авиаперевозчиков в России (с начала года обслужено около 1,83 млн пассажиров), «ВИМ-Авиа» по степени пунктуальности стала притчей во языцех: по данным Генпрокуратуры, с января по август более чем на два часа она задержала 1020 рейсов (12% от их общего числа), а 209 из них вылетели с задержкой более чем на шесть часов. В этом году перевозчик уже «отметился» массовыми задержками полетов в июне, когда количество пострадавших от непунктуальности компании исчислялось десятками тысяч.

Учитывая все обстоятельства, Следственный комитет России возбудил уголовное дело по факту хищения денежных средств пассажиров должностными лицами «ВИМ-Авиа».

Несмотря на то что целый ряд крупных туристических операторов страны выступает против остановки деятельности авиакомпании на рынке чартерных перевозок, решение фактически уже принято. Организаторы отдыха россиян (а вместе с ними и туристы), которые сполна оплатили услуги «ВИМ-Авиа» на несколько месяцев вперед, настаивали на том, чтобы перевозчик выполнял обязательства хотя бы до середины октября, когда в целом завершается летний отпускной сезон. Но осуществлять все заявленные регулярные и чартерные рейсы оскандалившаяся компания не может. И выбор сделан в пользу регулярных, поскольку в некоторых регионах России (например, в Амурской области) «ВИМ-Авиа» - единственный перевозчик, альтернативы которому нет.

Что будет происходить сейчас, когда авиакомпания отказалась выполнять чартерную программу? То же самое, что было два года назад с «Трансаэро». Власти станут искать варианты решения проблемы, поскольку речь идет о десятках тысяч пассажиров. Все упирается в деньги и наличие свободных мест в лайнерах. По приблизительным оценкам, только с курортов (как зарубежных, так и отечественных) необходимо выполнить до 100 вывозных авиарейсов (то есть таких, когда туда самолет летит без пассажиров). Президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько уже обратился в правительство РФ с просьбой изыскать средства на перевозку пассажиров «ВИМ-Авиа», находящихся на отдыхе. Ситуация меняется стремительно, но, скорее всего, проблему опять придется решать самим организаторам отдыха. За их же счет.

Интересно, что перевозчик, длительное время находящийся в сложной экономической ситуации, до последнего времени почти не вызывал претензий у Росавиации. Об этом говорит хотя бы то обстоятельство, что в день начала коллапса с чартерной перевозкой, 22 сентября, ведомство выдало «ВИМ-Авиа» допуск на выполнение прямых регулярных рейсов по семи международным направлениям в четыре европейские страны. В то время как перевозчик бросил на произвол судьбы десятки тысяч пассажиров внутри страны и за ее пределами.

Петербуржцы, оказавшиеся в заложниках ситуации с «ВИМ-Авиа», задают теперь вопрос: что им делать? Совместно с ними вопрос будет решать тот, кто продал им путевку на отдых. При наличии свободных мест у других перевозчиков туристов пересадят на аналогичные рейсы по тем же направлениям. Или предложат иные. За те же деньги и в те же сроки. Не исключен и вариант полной замены перевозчика, для чего организаторам туров придется изыскать дополнительные средства. Ведь в долг никто не повезет. И надеяться на поддержку ассоциации «Турпомощь» не стоит: деньги у нее есть, но они, согласно закону, могут быть использованы только на случай невозможности выполнения обязательств туроператорами. А ведь речь идет о том, что не везет перевозчик.

#«ВИМ-Авиа» #авиаперевозки #долги

Комментарии