Портрет эпохи

В Художественно-промышленной академии имени Штиглица представили уникальный исторический курьез: огромное художественное полотно, на одной стороне которого изображен Ленин, а на другой - Николай II. Картину, долгие годы украшавшую актовый зал 206-й школы на набережной Фонтанки, бывшего Петровского коммерческого училища, реставрировали в мастерских академии три года.

Портрет эпохи | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В школе можно было увидеть, конечно же, портрет Ленина в полный рост. Причем довольно необычный - на фоне Петропавловской крепости, одного из символов царского самодержавия. Кстати, на картине видны Иоанновские ворота, увенчанные пятиконечной звездой. Было так на самом деле или это фантазия художника - непонятно...

Так бы и украшала картина актовый зал, если бы однажды какой-то первоклассник, расшалившись, не пробил головой нижнюю часть холста - возле ног вождя. И проделал в буквальном смысле «окно в историю»: на обратной стороне полотна обнаружился совсем другой портрет...

- Три года назад нас пригласили в 206-ю школу оценить возможность реставрации этой картины. Состояние ее было непростое, но достоинство определялось тем, что почти за сто лет к ней никогда не прикасалась рука реставратора: на «ленинской» стороне практически полностью сохранился авторский красочный слой. А на обратной, под слоем водорастворимой краски, оказался портрет последнего российского императора. Три года мы занимались его восстановлением, - рассказала профессор академии имени Штиглица Татьяна Поцелуева, непосредственно руководившая реставрацией.

Художник Владислав Измайлович, создававший в феврале 1924 года (после смерти Ленина) портрет вождя, мог просто замазать царя и на той же стороне изобразить главу советского государства. Но он поступил иначе. До революции Измайлович преподавал рисование в Петровском коммерческом училище и, конечно, видел тогда парадный портрет Николая II в актовом зале. Ленина он «срисовал» с известной фотографии, запечатлевшей Ильича во дворике Кремля (она была сделана еще в октябре 1918 года), только поместил вождя в Петроград, ставший зимой 1924-го Ленинградом.

В результате, как отмечают искусствоведы, сегодня перед нами не просто редкий двойной портрет, а уникальный исторический артефакт, культурный феномен. Картина, которую нужно экспонировать только таким образом, чтобы зрители могли обойти ее по кругу и увидеть обе стороны.

Как удалось выяснить искусствоведам, автором царского портрета был известный до революции художник Илья Галкин. Выполненное им в 1894 году изображение императрицы Александры Федоровны хранится в Русском музее, с него ныне создают иконописные образы великомученицы Александры. Что же касается полотна, о котором наш рассказ, то оно было создано в 1896 году, в год коронации Николая II. Портрет поражает своей декоративностью: такое впечатление, что художника больше интересовал не лик молодого государя, а его одеяние и интерьер.

- Парадный гусарский мундир, в котором изображен Николай II, хранится в фондах нашего музея, - заметила директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова. - Илья Галкин был признанным художником, и несколько его картин находились в стенах Александровского дворца, правда, все они были утрачены в годы войны...

Отреставрированный двойной портрет вызывает самые разные чувства. В нем как в зеркале отразилась судьба нашей страны. Два главы государства на одном холсте - как две стороны медали. Все зависит от точки зрения. И от того, как сегодня будут расставлены акценты, многое зависит в наших оценках событий 1917 года. Мнения прозвучали самые разные.

- На мой взгляд, политический аспект здесь превалирует, - считает профессор института культуры Владимир Яковлев. - Нам представился случай посмотреть на эту картину как на памятник той трагедии, которую в ХХ веке пережила Россия. Страны, которые прошли через гражданские войны и пришли к национальному примирению, имеют общие, единые памятники и тем, и другим. У нас такого памятника до сих пор нет...

Как отметил директор Российского института истории искусств Александр Казин, эта двойная картина в каком-то роде иллюстрация русской идеи, которая заключается в том, что «жить надо не так, как хочется, а так, как бог велит».

- Николай II - последний «держатель» православной империи, которую разрушил другой персонаж этой картины, тем не менее поразительным образом немедленно построивший на ее руинах другую империю, не менее великую, - отметил Казин. - Русская судьба и русская цивилизация, видимо, имеют своей самой адекватной формой то устройство, которое называется империей, а еще лучше сказать - державой. И оба персонажа этого полотна в этом смысле отображают трагедию и величие нашей страны.

Почтенную публику, собравшуюся в академии, особенно интересовало, какова же дальнейшая судьба сего оригинального произведения искусства. Все подчеркивали, что место ему - в одном из больших музеев города, поскольку оно требует особых условий хранения и показа. Например, в Музее политической истории России, тем более что и Ленин изображен как раз рядом с особняком Кшесинской. Прозвучало и другое пожелание - видеть картину в стенах Александровского дворца в Царском Селе, в котором жила семья Николая II тринадцать лет - до весны 1917 года...

Странно, что нынешним владельцам портрета слова почему-то не предоставили.

- Вообще-то эта картина - собственность нашей школы, что подтверждено документами, - сказала обозревателю «СПб ведомостей» руководитель музея истории 206-й школы Светлана Пасынкова. - По договору, мы передали картину в Академию Штиглица только на реставрацию. Мы готовы предоставлять ее в другие музеи на временные выставки, но надеемся, что она вернется к нам. В свое время портрет Николая II был написан специально для нашего учебного заведения, поэтому это наше наследие, наша реликвия! Картина никогда не покидала стен нашего здания, даже во время войны.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 227 (5844) от 05.12.2016.


Комментарии