Поможет ли память стать памятником?

Встреча в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме по новой музейной программе дискуссий «От старого Петербурга к живому городу» состоялась за несколько дней до 18 января – 73-й годовщины прорыва блокады Ленинграда. Темой встречи стало будущее подстанции, дававшей ток блокадному трамваю.

Поможет ли память стать памятником? | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Сергей Васильев из Петербургского отделения ВООПИиК говорил о том, что именно пожилые люди, блокадники стали основными участниками общественного движения за сохранение подстанции. Такое произошло впервые за почти тридцатилетнюю историю градозащитного движения в Ленинграде – Петербурге.

Памяти блокадницы Ларисы Мичуриной, активного борца за сохранение подстанции, ушедшей летом прошлого года, посвятил свою песню 18-летний градозащитник Ярослав Рязанец. В ней есть пронзительные слова: «Стоят старушки будто у зенитки».

«Какое место, связанное с блокадой, можно считать мемориальным?» – таким вопросом задавались участники встречи. Если существует решение властей или если к нему не зарастает народная тропа? В случае с блокадной подстанцией можно с полным правом говорить о тропе, хотя официальная мемориальная доска установлена на здании подстанции больше 20 лет назад.

У стен подстанции регулярно встречаются люди, которые действительно неравнодушны к памяти о блокадной трагедии. Она включена в детские экскурсии с блокадным трамваем. В последние годы о подстанции стали говорить экскурсоводы на популярных у туристов водных маршрутах по рекам и каналам Петербурга. В часовой экскурсии они рассказывают только о самом важном в трехсотлетней истории города.

18 января этого года блокадники примут участие в трамвайной экскурсии «Тяговые подстанции блокадного Ленинграда» с остановками и возложением цветов к трем подстанциям, давшим ток грузовому трамваю 8 марта 1942 года: Клинской (Можайская ул., д. 19), Центральной (наб. р. Фонтанки, д. 3) и Василеостровской (6-я линия, д. 37).

Сергей Васильев убежден, что блокадная подстанция на Фонтанке согрета людьми, как намоленная икона. Но пока не удается перевести это тепло на язык бюрократических бумаг.

Само движение в защиту подстанции заставило многих петербуржцев заглянуть в семейные архивы. На встрече в Музее Ахматовой Людмила Багрянская показала фотографии с блокадным трамваем, сделанные Михаилом Мицкевичем, фотографом «Ленинградской правды». В молодости он учился у Казимира Малевича, после прихода соцреализма предпочел уйти в документальную фотографию. Его довоенные снимки интерьеров пригородных дворцов позже помогли реставраторам. После войны Мицкевич работал фотографом в Ленинградской филармонии. Снимал концерты Мравинского и премьеры Шостаковича.

Как сообщил нашей газете Александр Кононов, заместитель председателя Петербургского отделения ВООПИиК, коллектив экспертов во главе с Михаилом Мильчиком подготовил новую государственную историко-культурную экспертизу по блокадной подстанции на Фонтанке. В ней представлены новые материалы о том, что здание не перестраивалось, и предлагается включить его в реестр памятников. В феврале ожидается заседание Совета по культурному наследию, которое обсудит эту экспертизу. Это будет четвертое заседание на данную тему.

По информации градозащитников, городские власти пока не приняли решение объявлять или не объявлять памятником блокадную подстанцию на Фонтанке. Положительное решение закроет инвесторам, которые вложили 400 млн рублей в реконструкцию городских электрических мощностей (это позволило вывести подстанцию из эксплуатации), возможность построить апарт-отель. Отрицательное решение вызовет общественные протесты.

Для справки. В декабре 2015 года в КГИОП сданы две государственные историко-культурные экспертизы по Клинской и Василеостровской подстанциям, выполненные экспертом Владимиром Трушковским по заказу комитета. Первая рекомендована в памятники, вторая – нет.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 005 (5622) от 15.01.2016.


Комментарии