Полюса «финского» турпотока

В минувшую субботу в Финляндии под Иматрой закрылся гипермаркет Laplandia – один из крупнейших торговых комплексов, ориентированных на российских туристов. И вряд ли это последний случай: поток выезжающих в Суоми изрядно обмелел, в то время как обратный – вырос.

Полюса «финского» турпотока | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Раннее утро. На Лиговском проспекте у «Октябрьской» – привычная перед отправлением в Финляндию суета. «Тань, ну что делать-то? Звоню-звоню туристу, а он не отвечает – телефон выключен...» – сетует одна из гидов-сопровождающих. «Да чего ты так волнуешься? – успокаивает ее коллега. – Не придет – поедем без него. Полсалона заполнили – и то хорошо...»

Первое впечатление – отправляющегося в Финляндию разнокалиберного транспорта стало гораздо меньше, чем в былые времена. Желающих поехать в соседнюю страну явно поубавилось: не зря сейчас стоимость однодневного тура в приграничные Лаппенранту или Иматру в будни начинается от 650 рублей.

«Если в целом Финляндия за прошедший год потеряла около 40% российских туристов, то у нас их количество сократилось меньше, – сообщила на днях на встрече в Петербурге директор по связям с общественностью мэрии Лаппенранты Мирка Рахман. – Наши потери российского турпотока составляют примерно 20%». Что неудивительно, поскольку Лаппенранта наряду с Иматрой и другими ближними к северной столице России городами для петербуржцев самые доступные во всех отношениях.

Но общей тенденции это не отменяет. По оценке заместителя руководителя Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии Павла Румянцева, «финское и скандинавское направления всегда были дорогими, а с ростом курса валюты они стали быстро терять востребованность среди туристов». В турфирмах признают: сейчас ситуация такова, что даже недорогие однодневные туры продаются не всегда.

В целом объем путевок, реализуемых на финском направлении, по сравнению с тучными годами сократился не меньше чем на 30 – 40%. И если продажа коротких поездок (в том числе и однодневных шоп-туров, столь любимых петербуржцами) «просела» только на четверть, то многодневные потеряли популярность в гораздо большей степени – 40 – 50% былых показателей. Вместе с тем высокий курс евро хотя и явно тормозит российский турпоток в Финляндию, вовсе соотечественников не останавливает: по числу туристов россияне все равно занимают первое место в Суоми.

В цифрах картина выглядит так: за прошлый год на российско-финляндской границе зарегистрировано около 9,2 млн пересечений (на 19% меньше, чем в 2014-м), однако если поток выезжающих в Финляндию из России сильно обмелел, то встречный – заметно увеличился. В результате в количестве пересечений границы доля россиян за год сократилась до 65% (т. е. потеряла около 8%), а вот доля финнов выросла до 31% (на 7%).

Их стремление посетить Россию явно обусловлено экономическими причинами: делать у нас покупки при существующем курсе рубль-евро выгодно даже тем, кто живет в удалении от границы до 100 км. При этом одним из наиболее популярных и желанных для финнов товаров остается бензин: если в России литр 95-го сейчас стоит 37 рублей, то аналогичный в Суоми – около 1,5 евро. А значит, поездка в приграничные районы Ленинградской области или Карелии быстро окупается.

«Что же теперь, после ужасной аварии на трассе «Скандинавия», будет?» – спрашивают сегодня многие петербуржцы. На этот вопрос в туристических компаниях северной столицы реагируют спокойно: «отступать уже некуда». По словам экспертов, «сейчас в Финляндию по большей части ездят те, кому такая поездка необходима для совершенно прагматичных целей, – «откатать» визу, купить для себя «санкционных» продуктов, по работе. Желающих прокатиться туда просто так, из любопытства, при нынешнем курсе евро мало.

Если раньше в выходные на финских пограничных переходах случались пробки, а записаться на ближайший день для того, чтобы отправиться в Суоми, было почти невозможно, то сейчас границу можно пересекать с минимумом временных потерь, а в автобусах полно мест. И порой, не набрав самостоятельно достаточного числа пассажиров, компании «сливают» свои группы в одну машину. Или вообще переносят сроки тура.

Поэтому и авария на «Скандинавии» вряд ли каким-либо существенным образом повлияет на ситуацию: те, кто спокойно может себе позволить съездить в Финляндию, давно пересели в собственные автомобили, а количество «автобусных» туристов и без того минимально.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 018 (5635) от 03.02.2016.


Комментарии