«Полтава» коснулась воды

В день рождения города в Яхт-клубе Санкт-Петербурга торжественно спустили на воду точную копию линейного 54-пушечного корабля 4-го ранга «Полтава».

«Полтава» коснулась воды | Фото: Мария Шерих

Фото: Мария Шерих

В свое время на постройку исторического корабля на Адмиралтейских верфях ушло три года, и строили его почти три тысячи человек. На сооружение его точной реплики на верфи исторического судостроения в Лахте потратили пять лет, а работали здесь около двухсот мастеров.

«Полтава», названная в честь победы над шведами, была первым линкором Балтийского флота.

Как отмечают специалисты, подлинных документов начала XVIII века, относящихся к проектированию и постройке «Полтавы», сохранилось очень мало. В хранящихся в Библиотеке Академии наук материалах мастера Федора Скляева, который по поручению царя занимался строительством корабля, удалось найти только чертеж мидель-шпангоута, на котором были указаны общие размеры будущего корабля, полностью совпадающие с размерами «Полтавы». А дальше потребовалась кропотливая работа историков и конструкторов.

Проблемой было найти требуемое дерево: корабельный лес уже давно никто не поставляет, как и канаты того же диаметра, что в XVIII веке. Поэтому практически все материалы и изделия для «Полтавы» стали специальным заказом. Непросто было и найти мастеров тех или иных видов работ, например, корабельных конопатчиков.

И вот наконец масштабная работа позади. Высота корабля от киля до самой высокой точки - 47 метров. Общая длина канатов, использованных на нем, - 20 километров. Корабль сейчас весит 600 тонн (и это без балласта!), носовая фигура - около двух тонн.

Церемония спуска корабля стала настоящим праздником. Берега вокруг яхт-клуба были до отказа заполнены людьми. О начале действа, по давней традиции, установленной еще в петровское время, возвестил выстрел корабельной пушки.

- Воссоздание этого корабля - огромная честь для нас, - заявил глава «Газпрома» Алексей Миллер. - В мире сегодня нет ни одного корабля, воссозданного с такой же степенью точности. «Полтава» восстановлена с использованием тех же материалов и технологий, что применялись во времена Петра. Были использованы чертежи, подписанные рукой Петра.

- Мы ждем этот корабль в составе флота России, - подчеркнул командующий Военно-морским флотом адмирал Владимир Королев. Кстати, именно он вбил последний гвоздь в обшивку судна. Это тоже один из морских обычаев.

После торжественных речей, опять-таки по старой традиции, состоялась церемония «наречения корабля» и окропления его святой водой. Тогда он, как человек, обретает своего ангела-хранителя.

Еще одна традиция: о нос линкора разбили бутылку шампанского. Крестной мамой новой «Полтавы» стала молодая яхтсменка, кайтсерфер Елена Калинина.

Затем перед еще стоящей на суше «Полтавой» прошли парадом парусные лодки - тоже исторические реплики, в том числе копия знаменитого ботика Петра. К сцене вышли гвардейцы Преображенского полка. Зеленые кафтаны с золотыми пуговицами, красные чулки, черные треуголки... Прозвучало троекратное «ура!».

Тем временем шпангоут уже оторвался от земли, и мощный подъемный кран начал переносить корабль, подвешенный на специальных тросах, с суши на воду.

Под звуки военных маршей корабль как будто плыл по воздуху, медленно, сантиметр за сантиметром, приближаясь к воде. Когда он развернулся кормой к зрителям, все смогли убедиться, что та представляет собой настоящее произведение искусства. Мастера воссоздали дубовые резные украшения, аллегорически рассказывающие о победе над шведами под Полтавой.

И вот наконец захватывающий, самый долгожданный момент. Напряженная барабанная дробь... Корпус корабля касается воды. Звучит «Гимн Великому городу». Колокольный звон, пушечная пальба, всеобщее ликование... «Полтава» спущена на воду!

После спуска на воду корабль еще нужно достраивать - на это уйдет не менее десяти месяцев. Требуется установить мачты, такелаж, паруса, уложить балласт, завершить внутреннюю отделку. В дальнейшем «Полтава» станет центром интерактивного музейного комплекса, посвященного морской истории России.

Подробнее о ходе строительства корабля можно прочитать в предыдущем материале «СПб ведомостей».

Материал был опубликован в газете под № 093 (6202) от 28.05.2018 под заголовком «Полтава» на воде».

#корабль #полтава #судостроение

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 093 (6202) от 28.05.2018.


Комментарии