Полиция или ЧОП?

Вневедомственная охрана с 1 ноября 2015 года покидает российские музеи. Эта новость в последние дни стала одной из самых обсуждаемых.

Полиция или ЧОП?  |

Мы поинтересовались в нескольких петербургских музеях, как повлияли на них планы полиции сократить штаты именно за счет вневедомственной охраны музеев. Из тех, с кем мы разговаривали, сложнее всего положение в Русском музее и ГМЗ «Царское Село». Там много полицейских постов, сейчас службы безопасности обоих музеев думают, кем и как их можно заменить. Одновременно музеи рассчитывают на помощь учредителя – Министерства культуры.

По нашим источникам, профессиональное сообщество впервые подняло тему охраны музеев в июне 2015 года на общем собрании Союза музеев России в Москве. Там говорилось о необходимости сохранить вневедомственную охрану. Особенно остро эта проблема стоит вне больших городов, для таких музеев-заповедников, как «Куликово поле», «Поленово» и других, где мало или совсем нет частных охранных предприятий (ЧОП), а ближайший отдел полиции может находиться в нескольких десятках километров от музея. Тогда министр культуры Владимир Мединский обещал музейщикам помощь.

Сейчас положение стало еще сложнее. Хотя в президентском указе о сокращении численности сотрудников МВД, изданном в июле 2015 года, ничего не говорится про сокращение вневедомственной охраны музеев, но полиция восприняла документ именно как сигнал – пора уходить из музеев. Недавно министр Мединский обратился к президенту с письмом, в котором выразил поддержку музейщикам.

В то же время в двух музеях, как нам сообщили, уже не пользуются услугами вневедомственной охраны. Музей истории Петербурга полностью отказался от нее год назад после нескольких попыток несанкционированного проникновения на колокольню Петропавловской крепости. Претензии к работе охраны в погонах были и раньше, они касались борьбы со щипачами в Петропавловском соборе. Сейчас в музее работают частные охранные предприятия.

Музей политической истории России предпочитает доверять охрану собственной службе безопасности.

Музей городской скульптуры столкнулся с проблемой сокращения штатов в полиции не сегодня, а в 2014-м. Это было неожиданно, но музейщики адаптировались к работе в новых условиях. Музей оставил вневедомственную охрану в некрополе и заменил ее на сотрудников ЧОП в музейных залах и филиалах – «Нарвские ворота» и «Мастерская Михаила Аникушина».

Если раньше за музеями было закреплено определенное подразделение вневедомственной охраны, то теперь они обязаны объявлять конкурсы на право нести охрану нашего культурного достояния. Прежде чем их проводить, музейщики знакомятся с охранными фирмами и их послужными списками. Это тот случай, когда самая низкая цена за услуги не вызывает особого доверия. Совсем не много ЧОП, которые, будучи по карману музеям, имеют полные наборы лицензий, в частности, право на ношение оружия.

По мнению Надежды Ефремовой, заместителя директора Музея городской скульптуры по научной работе, музеям необходимы люди в форме, которые служат под присягой. Они и выглядят внушительнее. Особенно они важны на массовых событиях, таких как «Ночь музеев».

«Наличие вооруженного и экипированного наряда полиции, как правило, служит сдерживающим фактором для нарушителей общественного порядка», – вторит Ефремовой директор музея-заповедника «Абрамцево» Елена Воронина в письме в Союз музеев России.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 155 (5528) от 24.08.2015.


Комментарии