Покупатель в Паутине

В этом году Всемирный день прав потребителей, который традиционно отмечается 15 марта, проходит под девизом «Потребительские права в цифровую эпоху». Тема определена неспроста: число людей, покупающих товары и услуги в Интернете, растет с каждым днем. При этом вместе с удобством виртуальный формат преподносит и неприятные сюрпризы, связанные с онлайн-мошенничеством, а также с несовершенным в этой области законодательством.

Покупатель в Паутине | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Сейчас через Интернет совершается четверть всех розничных продаж. Практически каждая торговая сеть наряду с традиционными продажами в офлайне практикует торговлю дистанционным способом.

«За последние несколько лет количество жалоб на такой вид торговли увеличилось в пять раз, - констатирует заместитель руководителя управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Санкт-Петербургу Елена Смирнова. - Только за прошлый год к нам поступило 1,5 тыс. таких жалоб. Чаще всего потребители жалуются на нарушение комплектности товара, его задержку или доставку в неоговоренное время, отсутствие или ложную информацию о наличии товара на складе, а также на увеличение цены на товар уже после того, как заказ сформирован».

Елена Ивановна привела яркий пример реальной жалобы петербургского потребителя, который вместо заказанного в интернет-магазине дорогого смартфона получил на почте... упакованный граненый стакан. При этом оплата посылки с сюрпризом на момент ее кульминационного открытия уже была проведена. Добиться возврата денежных средств или обменять товар в таких случаях практически невозможно.

Дело в том, что «Почта России» в данном случае несет ответственность только за доставку посылки, но не за ее содержимое. Деньги за открытую посылку почта не возвращает, а вскрытие посылки возможно только после платежа. Но почему-то наши потребители только в такие критические моменты вдруг понимают, что они не знают ни юридического статуса продавца, ни его адреса, ни контактного телефона.

«Чтобы не попадать в такие ситуации при совершении покупок дистанционным способом, в первую очередь необходимо удостовериться в том, что торговая компания действительно существует, - рекомендует Елена Смирнова. - На сайте интернет-магазина должны быть указаны адрес фирмы и контактное лицо. Если в сведениях о продавце указан только номер телефона или абонентского ящика, то от покупки стоит воздержаться. Перед совершением заказа желательно проверить государственную регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя с помощью официального сайта Федеральной налоговой службы».

Не стоит также забывать, что дистанционная продажа алкогольной и табачной продукции, лекарственных средств, а также иных товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации, не допускается. За прошлый год специалистами городского управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей было установлено большое количество сайтов, которые предлагали алкогольные напитки, в том числе в канистрах по очень низкой стоимости. По этим фактам были направлены исковые заявления в судебные органы «для признания размещенной на таких сайтах информации запрещенной к распространению на территории РФ». На сегодня исковые требования в отношении 77 интернет-ресурсов полностью удовлетворены.

Несмотря на то что работа по выявлению недобросовестных интернет-коммерсантов ведется достаточно активно, точной статистики по мошенничеству в сфере интернет-торговли пока нет.

«Преступников в этой сфере выявить сложно, так как они обладают колоссальными техническими возможностями, - говорит старший инспектор центра организации применения административного законодательства регионального главка МВД России майор полиции Александр Попов. - Более того, зачастую перевод денежных средств осуществляется за рубеж, что значительно осложняет процесс».

С другой стороны, президент Ассоциации компаний интернет-торговли Алексей Федоров считает, что общественное мнение о представлении интернет-торговли в виде «огромной черной дыры сплошного мошенничества» преувеличено:

«В нашу ассоциацию входит 40% российской интернет-коммерции - это 30 крупнейших интернет-магазинов, в которых никакого мошенничества принципиально нет. Более того, сегодня решаются проблемы по регулированию отечественной интернет-коммерции, в том числе на законодательном уровне.

Но надо понимать, что главная проблема в том, что территория нашей страны превращена в свободную офшорную зону для зарубежных интернет-магазинов. В случае возникновения конфликтных ситуаций наши правоохранительные органы, конечно, могут обратиться к тому или иному зарубежному интернет-магазину, только вот ответа они не получат, потому что это другая юрисдикция. В первую очередь это касается китайских и американских онлайн-ресурсов».

Алексей Федоров отмечает, что наряду с недобросовестными коммерсантами сегодня развит и так называемый потребительский экстремизм, при котором защищаться приходится уже продавцам, против которых потребители разрабатывают сложные претензионные схемы.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook


Комментарии