Пока типограф спит

Прокуратура Ленинградской области возбудила уголовное дело в связи со сплошными рубками ельников в защитных лесах региона. Рубки были объявлены «санитарно-оздоровительными мероприятиями» для борьбы с жуком-короедом типографом. Дело пока возбуждено по факту, то есть в нем еще нет конкретных обвиняемых. Но фигурантом его – в том или ином качестве – неизбежно станет компания «АкваФлора», проводившая лесопатологические исследования, на основании которых и назначались эти рубки.

Пока типограф спит | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

По этому поводу уже высказались все – чиновники, «зеленые», журналисты. А вот каковы аргументы «лесных врачей», которые поставили такой неутешительный диагноз областным лесам?

По мнению заместителя генерального директора «АкваФлоры» Александра Бродского, «одна из причин того, что в последнее время лесное хозяйство России все чаще и чаще сталкивается с необходимостью на огромных площадях ликвидировать последствия вспышек стволовых насекомых, кроется в массовом придании лесам урбанизированных регионов статуса защитных». Лесное законодательство, считает он, не содержит «эффективного механизма своевременной замены деградирующих старовозрастных защитных лесов молодняками, не дожидаясь одномоментной гибели древостоев на значительных площадях». С этой проблемой во весь рост столкнулась Московская область, а теперь вот и Ленинградская. Лесопользование и лесное хозяйство в этих перенаселенных регионах оказались неэффективными, уверен Бродский.

В соответствии с Лесным кодексом, в защитных лесах запрещается деятельность, несовместимая с их целевым назначением. Это леса не эксплуатационные, поставляющие древесину, у них другое предназначение. Сплошные рубки в подобных лесах допускаются в двух случаях: либо для строительства таких неизбежных объектов, как газопроводы, ЛЭП, дороги и пр., либо «если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции». То есть это уже способ аварийного и чрезвычайного реагирования на ситуацию, что мы сейчас и наблюдаем.

Версию о том, что еловые леса Ленобласти намеренно довели до такого состояния, чтобы лесозаготовителям выгодно стало там работать, Александр Бродский отверг как «конспирологическую». Но согласился с тем, что сплошная вырубка десятков и сотен гектаров ельников – это уже борьба с последствиями, а не собственно с жуком-короедом.

Жуку от этого, как говорится, ни холодно ни жарко. К тем деревьям, которые он успел съесть, он уже не вернется. И сейчас спокойно спит в лесной подстилке, под снегом, не зная о той суете, которую развели над ним люди. Проснется по весне – полетит осваивать новые ельники. Застать на новом «месте преступления» его можно только в мае-июне.

За это короткое время нужно не только обнаружить вновь заселенные деревья, но и успеть вырубить их, вывезти из леса, пока новое поколение типографов не «встало на крыло». То есть лесопатологи и лесорубы должны идти шаг в шаг друг с другом. Реально ли это при современной бюрократической системе?

– Раньше так и было, – вспоминает Бродский. – Ловить типографа надо там, где он может заселиться.

То есть брать «на карандаш» 70 – 80-летние ельники с очагами корневых болезней, ослабленные предыдущими выборочными рубками, ветровалами. В течение 1 – 1,5 месяца после обнаружения вырубать зараженные куртины. Если они одиночные, по 0,3 – 0,5 га – ошкурить деревья, обработать химикатами и оставить на перегнивание, не прокладывая в чистых ельниках волоков, чтобы не повредить корни здоровых деревьев. Если же таких куртин более половины на определенном участке, другого способа, кроме сплошной рубки, нет.

В целом же, по мнению одного из руководителей «АкваФлоры», в защитных лесах необходимо «планомерно выстроить целую систему как общих лесохозяйственных, так и лесозащитных мероприятий». В том числе ввести особый режим рубок спелых и перестойных насаждений.

В том, что говорит Александр Бродский, наверняка есть зерно истины, и даже не одно. При этом он заверил, что «сомневаться в работе наших специалистов нет оснований».

Но у прокуратуры Ленинградской области свой взгляд на сложившуюся ситуацию. Как нам сообщили в пресс-службе ведомства, «осмотр 16 участков, на которых НПО «АкваФлора» рекомендовало сплошные лесные вырубки, площадью 162,2 га, показал, что на территории участковых лесничеств Приозерского, Волховского, Бокситогорского районов санитарно-оздоровительные мероприятия назначены необоснованно на площади более 150 га, или 96% от общей площади, рекомендованной к проведению сплошных рубок». Возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК РФ («покушение на мошенничество в особо крупном размере»).


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 040 (5657) от 10.03.2016.


Комментарии