Поголовный переполох

Сообщение о том, что правительство России задумалось о лимите на поголовье скота в личных подсобных хозяйствах, взорвало общественность, раскалило Интернет, стало предметом горячих дебатов в социальных сетях. До абсурда, до помешательства.

Поголовный переполох | РИСУНОК Виктора БОГОРАДА

РИСУНОК Виктора БОГОРАДА

«У нашей молочницы – женщины, которая дачникам молоко приносит, сметану и творог продает, – три коровы. Неужели сократят до одной?..»

«У меня в хозяйстве триста гусей. Я – работяга, и вся семья моя работящая. А все те люди, которым мешает подсобное хозяйство, – бездельники и лодыри, которые не хотят работать. Они хотят только наслаждаться свежим воздухом».

«Страна через это уже проходила. Сначала в 1930-х раскулачивали. Потом Хрущев пришел. Приусадебное хозяйство урезал «до крылечка». Разучил крестьян работать».

Дальше – больше. Если первая информация о грядущем (возможном) лимитировании появилась под нейтральным заголовком «Правительство может ограничить число кур и коров в домашних хозяйствах», то через час-полтора многие информагентства были категоричны: «Правительство ограничит поголовье животных и птицы в ЛПХ».

А как же иначе? Вот оно – поручение председателя правительства Дмитрия Медведева, черным по белому прописанное: «Минсельхозу совместно с Минэкономразвития и Минфином, с участием органов исполнительной власти субъектов России проработать вопрос о внесении изменений в законодательство России в части регулирования отношений по ведению личного подсобного хозяйства, в том числе ограничения поголовья сельскохозяйственных животных и птицы, используемых при ведении такого хозяйства».

Теперь – пояснение с необходимой тут ретроспективой.

3 августа премьер-министр, находясь в Сочи, провел селекторное совещание о ходе сельскохозяйственных уборочных работ. Спустя неделю – 10 августа – на сайте правительства появился документ «О решениях по итогам селекторного совещания». Именно в нем и прозвучало процитированное выше, позже растиражированное и вызвавшее нешуточный ажиотаж поручение главы правительства.

Вопрос, может быть, и обывательский, но вполне закономерный. С какого перепугу премьер-министр страны, продовольственная безопасность которой в связи с введением продовольственных же санкций весьма не однозначна, вдруг ополчился на ЛПХ? На тот сектор, который способен подкормить россиян практически всеми видами сельхозпродукции. Разве что кроме экзотических фруктов (хотя, как знать...).

Кстати, по данным Росстата на начало 2015 года, на долю хозяйств населения приходилось 44,6% поголовья крупного рогатого скота (8,6 миллиона голов); 18,1% поголовья свиней (3,5 миллиона голов); 46,8% поголовья овец и коз (11,6 миллиона голов); 17,8% поголовья птицы (93,7 миллиона голов).

Так вот, ответ на обывательский вопрос: «С какого перепугу?..» – надо искать не в документе «О решениях по итогам...», а в стенограмме самого совещания. Ну и, конечно, в самих ЛПХ.

На изучение стенограммы объемом почти тридцать страниц нужно время. Но искомый момент бросается в глаза.

Губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров, цитирую: «... и второй вопрос – мы очень часто его поднимаем и, к сожалению, пока не находим решения. Это работа с личными подсобными хозяйствами. У нас на территории и вообще в Российской Федерации нет четкого критерия ЛПХ. Приведу простой пример. Есть люди, которые держат якобы личное подсобное хозяйство, но у них отара – 14 тысяч овец, бычков – под 1,5 тысячи. При этом он не индивидуальный предприниматель, никаких страховых взносов и налогов не платит».

Дальше в нашем вольном изложении. Чаще всего для содержания такого поголовья у владельца ЛПХ нет земли, и содержится оно (поголовье) в неподобающих санитарных условиях, создавая социальную напряженность. Если попросту – или гуляет само по себе по окрестностям, в том числе по населенным пунктам, по чужим огородам, или напихано в сараи. «Счетоводы» Ставрополья подсчитали оптимальное количество скота для личных подворий их региона: 5 голов крупного рогатого, 20 овец.

Под занавес своего выступления губернатор Владимиров предложил или внести корректировку в закон «О личном подсобном хозяйстве» (ФЗ-112) – об ограничениях количества скота в ЛПХ. Или – внимание! – передать на уровень субъектов Федерации возможность введения таких ограничений.

Опережая всех и вся, можно успокоить петербуржцев, покупающих продукцию у молочников и молочниц Ленинградской области, – посягать на их буренок вряд ли кто будет.

По данным комитета по агропромышленному комплексу Ленобласти, общее поголовье коров в регионе в прошлом году насчитывало 77,2 тысячи. Из них только 7 тысяч голов содержались в хозяйствах малых форм собственности (в ЛПХ и у фермеров). Поэтому наш областной регион скорее проголосует за увеличение коров на частных подворьях, чем за их сокращение.

Зато на частных подворьях региона больше (18 тысяч), чем в сельхозпредприятиях (3 тысячи) содержится коз и овец.

Вполне вразумительный комментарий «по поводу» дал Минсельхоз устами его главы Александра Ткачева.

Он пояснил, что в рамках исполнения поручения правительства будут разработаны ветеринарные правила содержания сельхозживотных в ЛПХ для соблюдения санитарных норм, обеспечения эпизоотического и экологического благополучия. Планируется «взаимоувязать» площади земель, используемых хозяйством, с поголовьем животных и птицы.

Главное: прорабатывается вопрос самостоятельного установления регионами требований к личным подсобным хозяйствам.

А вот еще один важный момент, подчеркнутый министром: оказание грантовой поддержки крестьянским хозяйствам стимулирует владельцев ЛПХ становиться фермерами. Этот момент в полной мере относится к Ленинградской области.

За последние два года многие ЛПХ-шники 47-го региона, получив гранты на развитие фермерского хозяйства, расстались со своим статусом, стали фермерами. В 2014 году на финансирование начинающих фермеров было направлено 54 миллиона рублей. На развитие семейных животноводческих ферм – без малого 98 миллионов рублей.

...Я лично знакома с владельцем ЛПХ, пооткровенничавшим на просторах Интернета. Помните: «У меня в хозяйстве триста гусей. Я – работяга...». Я была в том селе, где гуси этого работяги, не помещающиеся на тридцати сотках его земельных владений, существуют на вольных выпасах. Это явно не те гуси, которые спасли Рим... Эти загадили все село, включая старинное кладбище, паперть храма XVII века и улочки здешнего монастыря.

Дебаты общественности по поводу ограничений скота и птицы в личных подсобных хозяйствах стихнут, наверное, нескоро. Но здравый разум подсказывает: наводить порядок в загаженном хлеву надо.


Наша справка

Малые формы хозяйствования в Ленинградской области – это:

* 930 крестьянских (фермерских) хозяйств;
* 104 тысячи личных подсобных хозяйства (ЛПХ).

В 2014 году валовая продукция малых форм хозяйствования составила 25,9% всей валовой продукции сельского хозяйства региона (фермеры – 2,3%, ЛПХ – 23,6%).


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 149 (5522) от 14.08.2015.


Комментарии