Главная городская газета

Подозревается Росси...

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Общество

Василеостровская эпопея, или строительство идет со скрипом

Смольный озвучил ряд замечаний в адрес компаний, осваивающих намыв на западе Васильевского острова. С момента начала стройки городские власти регулярно выражают недовольство процессом. Читать полностью

Автомагистраль в интересах животного мира

Что такое экодук и как он связан с миграцией лосей? Читать полностью

В Петербурге и Ленобласти оценили экологическое состояние водоемов

Специалисты проанализировали водостоки за первый квартал текущего года. Подробнее о результатах исследования - в нашем эксклюзивном материале. Читать полностью

Черное море осталось без круизов

В навигацию 2018 года морской пассажирский порт Сочи, скорее всего, не примет ни одного круизного лайнера. Причину сложившейся ситуации выясняли «СПб ведомости». Читать полностью

Как меняется отопление в котельных на Саперной

Саперная улица находится в Пушкине. Несколько дней назад она стала центром важных показательных событий, характеризующих тепловую инфраструктуру города. Подробности – в нашем материале. Читать полностью

Сел и поехал. Петербург как «Умный город»

В Северной столице прошел «круглый стол», посвященный требованиям к территориям будущего «Умного города». Как выяснилось, от красивых теорий до реальной практики - огромная дистанция. Читать полностью
Подозревается Росси... | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

С исторической темы начал работу в 2015 году совет по наследию Союза архитекторов Петербурга. На нем историк зодчества профессор Юрий Никитин представил свою новую книгу «Выставочная архитектура России XIX – начала XX в.».

Никитин много лет занимается выставочными зданиями и комплексами, защитил по ним кандидатскую диссертацию в Академии художеств. Работа была рекомендована к изданию отдельной книгой, но долго искала путь к читателю. Сначала государственные издательства предложили дополнить ее советской тематикой, а в постперестроечные годы не нашлось меценатов. Никитин продолжал собирать материалы, по выражению коллеги Бориса Кирикова, поднимать целину. И дождался своего часа. В 2000-е годы у Никитина вышло семь книг, нынешняя стала обобщающей, впрочем, советский период оставлен для будущих изданий.

По словам автора, сейчас, когда количество выставок измеряется сотнями в год, трудно представить себе, что значила промышленная выставка для российского города XIX века, особенно провинциального. На несколько месяцев жизнь менялась, это был внесословный народный праздник с концертами, выступлениями театров и другой культурной программой. Несмотря на временный характер, павильоны строились качественно. В то же время на них отрабатывались новые архитектурные стили и технологии. В XIX веке это был «русский стиль» (его лидерами были Ропет и Гартман), в начале ХХ века – неоклассицизм (павильоны строил Щуко) и неорусский стиль в исполнении Покровского и Щусева.

В Петербурге от выставочного бума, занявшего почти 100 лет, осталось всего три постройки – «Экспозиционная зала» на Стрелке Васильевского острова, Соляной городок и здание Императорского Российского общества садоводов в Таврическом саду (ныне мультиформатное пространство «Ленинград центр»).

Никитин подробно рассказывает об «Экспозиционной зале» – первом выставочном здании в России. Оно было построено в 1828 году специально для Первой публичной выставки российских мануфактурных изделий, которая состоялась в 1829 году. За три недели ее посетили 107 тысяч человек, разошелся каталог, изданный тиражом 2,4 тысячи экземпляров. Цифры для пушкинских времен фантастические. Публичный характер подчеркивала книга отзывов, в которой можно было оставить свое мнение, «но не иначе, как в скромных и благопристойных выражениях с подписью своего имени».

Мануфактурные и другие выставки проходили в «зале» до начала ХХ века, затем здание было передано Зоологическому музею (на современном снимке). Пока специалистам не удалось найти чертежей или иных документов, которые могли бы точно назвать имя автора проекта. Многие «подозревают» Карла Росси.

Вскоре после первой выставки по российским городам и весям был разослан циркуляр МВД об учреждении губернских выставок с целью «возбуждать и поддерживать между всеми производящими классами похвальное соревнование к улучшению своих производств и изделий».

Никитин подробно рассказывает про выставочные здания, в том числе для русских павильонов на международных выставках. Кроме хрестоматийных он обращает внимание на малоизвестные. Например, на сельский детсад-ясли на Московской политехнической выставке 1872 года. Или на павильон, который был создан за счет перекрытия стеклянной крышей Кленовой аллеи между Михайловским и Уральским манежами для IV Международной автомобильной выставки 1913 года в Петербурге.

Отдельная глава посвящена размещению выставочных комплексов в городском пространстве. Павильоны Политехнической выставки 1872 года построили вокруг Кремля, а павильоны Международной строительно-художественной выставки 1908 года в Петербурге располагались далеко от центра по берегам Большой Невки – в Новой Деревне и на Каменном острове. От этой выставки сохранился железобетонный «Железнодорожный навес».

Практически каждая страница текста снабжена иллюстрацией. На вопрос нашей газеты об источниках фотографий Никитин назвал несколько, от архивов до старой периодики, и отдельно поблагодарил за помощь архивы Омска и Нижнего Новгорода.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook