Подкинули угольку

Всего в 47-м регионе таких котельных на топливе под названием «Топал-1» планируется построить более 200. Установки экспериментальные, а главный упор делается на экологичность проекта. Вопрос этот недавно рассматривался на заседании Экологического общественного совета при губернаторе Ленинградской области и для некоторых общественников стал неожиданной новостью. «В экологичность не верим!» – заявляют и местные жители, и «зеленые». Руководство предприятия, которое производит топливо, проявило открытость и организовало для сомневающихся экскурсию по заводу и «круглый стол». Но пока у экологов больше вопросов, чем ответов.

Подкинули угольку | Теперь на службе у энергетиков может быть и мусор. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Теперь на службе у энергетиков может быть и мусор. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Полезные отходы

Похожий на длинношеего жирафа агрегат сыплет в синее пухто что-то издалека напоминающее серые опилки.

– Вот оно, топливо! – Николай Колычев, заместитель генерального директора «Автопарк # 1 «Спецтранс», зачерпывает в ладони легкую массу – мелкие «хлопья» теперь уже не пойми чего. – Мы сначала отбираем ценные ресурсные фракции – металл, бумагу. И полимеры, которые в качестве сырья стоят в десять раз дороже топлива, поэтому нам выгодно их выбирать. А это значит, что в «Топал-1» они практически не попадают. А во-о-он тот аппарат при помощи спектрального анализа убирает хлорсодержащие отходы: рамка делает 10 тысяч измерений в секунду того, что идет по конвейеру. И если выявляется что-то вызывающее подозрения, механика пневматически отстреливает это в сторону. Так что составляющая, которая может повлиять на диоксины, в топливе очень небольшая.

О заводе по сортировке отходов на Старообрядческой улице мы уже рассказывали читателям («Дайте мусору шанс» от 19.03.2015 г.). Здесь действительно дают новую жизнь тому, что горожане выбрасывают на помойки. Кто знает, может быть, промелькнувшая на конвейерной ленте пластиковая бутылка завтра станет «начинкой» для подушки, а старая бумага – газетой... Но рассортировать изначально грязное сырье на все 100% – непосильная задача для любого оборудования. Завод рассчитан на 100 тысяч тонн ТБО в год, но повторно можно использовать от 74 до 86% отходов – зависит от состава. Остальное идет на производство топлива «Топал-1», совсем непригодные остатки, в том числе и опасные ртутьсодержащие или лекарственные препараты, – на полигон.

По сути, разработанное в стенах завода альтернативное топливо – это так называемое RDF, распространенное в Европе. Испытания по использованию «Топала-1» проводили на одном из петербургских цементных заводов. Но, по словам предпринимателей, его можно использовать в металлургии, слюдяной и керамзитовой отраслях. Теперь еще и в котельных, для чего в Петербурге (в ООО «Балткотломаш») было разработано специальное «экспериментальное» оборудование.

Петербург может согреть область

Шесть пилотных котельных планируется построить в четырех сельских поселениях: по две в Тесовском и Ям-Тесовском, по одной – в Серебрянском и Дзержинском. Инициатива исходит от комитета по топливно-энергетическому комплексу Ленобласти.

– В нашей области очень много котельных, которые отработали более 30 лет, и, сколько их ни латай, необходимого КПД мы не достигнем. Установленная мощность значительно превышает те нагрузки, которые требуются поселкам – совхозы-то распались... Больше нет смысла поддерживать эти убыточные котельные, – объясняет Олег Устинов, начальник отдела Центра энергосбережения и повышения энергоэффективности при комитете по ТЭК Ленинградской области.

По словам чиновников и предпринимателей, RDF-топливо в 2 – 2,5 раза дешевле угля и в 3 – 4 раза – мазута. При этом калорийность «Топала-1» выше, чем угля. Это стало решающим аргументом при выборе топлива.

– За счет такой экономии можно строить котельные. В итоге мы улучшаем теплоснабжение, состояние окружающей среды и сберегаем ресурсы, что еще надо? – считает Николай Колычев. – По всей Европе это нормально работает. Англия только на внешний рынок поставляет 230 тысяч тонн ежемесячно. В Германии уже в 2008 году производилось порядка полутора миллионов тонн RDF ежегодно. И у нас огромный потенциал. В Петербурге за год образуется около 1,7 миллиона тонн бытовых отходов, а в Ленобласти – порядка 800 тысяч тонн. Из этого полмиллиона тонн может стать топливом. Зачем завозить дорогой уголь поездами?..

Как рассказал Колычев, не так давно появился проект «О развитии мусоропереработки в Петербурге», составленный основными «мусорщиками» города – его подписали шесть генеральных директоров. Через их компании движется порядка миллиона тонн бытовых отходов. Из этого количества можно произвести от 240 до 300 тысяч тонн RDF, поэтому «разговоры, что топлива будет недостаточно, необоснованны».

Планы, по словам Олега Устинова, у комитета по ТЭК грандиозные – запустить все котельные уже к ближайшему отопительному сезону. «И если все будет хорошо, а я в этом не сомневаюсь, начнем выходить на районы, где много газа не ожидается. Например, в Сланцевский», – добавил чиновник.

«Для нас это мусор»

Однако убедить общественников и экологов так и не удалось. По их мнению, у предпринимателей и чиновников золотой телец перед глазами, а экология просто красиво «пришилась» к делу. К проекту пока больше вопросов, чем ответов. Например, почему было выбрано именно RDF-топливо, тогда как природный газ стоит еще дешевле? Чиновник из комитета по ТЭК ответил, что «Газпром» просто подсаживает на свою иглу, а через несколько лет сдерет столько, что мало не покажется. При этом ему не удалось объяснить, почему стоимость «Топала-1» не сможет точно так же вырасти в цене спустя некоторое время. Что касается торфа, то, по словам Олега Устинова, для Ленобласти это «не так интересно», как RDF, ведь нужно еще создать производство, которое будет этот торф добывать.

– Все это слова. Покажите нам исследования по газу, по торфу, где они?.. – задается вопросом руководитель направления по работе с органами власти общественного движения «РазДельный сбор» Анна Гаркуша. – Сейчас лужане начали сами масштабно готовиться. И выяснилось, что в Лужском районе довольно много торфа, а недалеко от того места, где собираются ставить котельные, находится торфодобывающее предприятие.

Но главный вопрос в другом: безопасно ли сжигание «Топала-1» для здоровья населения? Ведь в состав топлива входят полимеры, бумага, картон, упаковки типа «тетрапак», текстиль, а также имеются включения кожи, резины и древесины. На предприятии по сортировке отходов утверждают: в составе топлива только безопасные компоненты, которые заданы программе оборудования для отбора из общей массы. К тому же, когда топливо было произведено, проводилась масса экспериментов, а состав выбросов от его сжигания исследовали во ФГУП ВНИИМ им. Д. И. Менделеева. Результаты – «хорошие» и «не превышают требований к выбросам в атмосферу», многие показатели лучше, чем по углю.

– Это не было комплексное обследование, которое стоит достаточно дорого. Мы делали один прогон, – рассказала ведущий научный сотрудник ФГУП ВНИИМ им. Д. И. Менделеева Алена Михеева. – Результаты и в самом деле хорошие. Что касается диоксинов, то на выходе после сжигания европейский норматив превышен примерно в два раза, что немного. Но после очистки содержание диоксинов находится на уровне ПДК атмосферного воздуха.

– Одна проба не показатель! – полагает генеральный директор научно-производственной экологической компании «Ленхиммаш» Ирина Самохина. – Для такого серьезного экологического заключения нужен временной мониторинг. Ведь, когда температурный режим меняется, свойства топлива – тоже.

К тому же экологи и общественность подозревают, что в качестве пробы было предложено «чистое» сырье, и в реальности цифры будут другие, нежели при демонстрационном образце.

– Называйте, как хотите, но это для нас мусор. И все жители сильно напряглись, когда узнали об этом, и даже говорят: «Оставьте нам наш уголь!», население в Лужском районе просто на ушах стоит, – рассказывает активист движения «Чистая Луга» Людмила Пономаренко. – «Топал-1» пока даже не сертифицирован по ГОСТу. И самый важный минус этого топлива – в отличие от угля и мазута при сгорании выделяются диоксины и фураны. Одной молекулы диоксина достаточно, чтобы вызвать рак. А неподалеку от Ям-Тесово, к примеру, расположен огромный комплекс, где выращивают 18 тысяч свиней. И вся эта «химия» попадет в мясо, которое окажется на петербургских прилавках.

Протест вызвало и заявление, что проект оценки воздействия котельных на окружающую среду (ОВОС) в данном случае необязателен. Чиновники заявляют: он будет разработан, но в качестве доброй воли – чтобы убедить жителей поселений в безопасности установок. Однако «зеленые» считают: ОВОС должен быть непременно, раз проект экспериментальный и затрагивает экологию.

Почем диоксины для народа?

Финансовая сторона проекта вызывает у местных жителей недоумение. Откуда взялась примерная цифра 440 миллионов рублей, которые собираются израсходовать на шесть котельных, толком непонятно. В комитете по ТЭК ее объясняют дороговизной технологического процесса и системы очистки газов, но общественники смету пока не видели. Финансирование планируется за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ – 60% от необходимой суммы. Еще 20% найдется в областном бюджете, оставшиеся 20% дает инвестор (ООО «Ресурсосбережение»).

– Экономических обоснований еще нет, потому что пока считаем экологию. И только потом займемся экономикой, – сообщил генеральный директор ОАО «Автопарк # 1 «Спецтранс» Анатолий Язев.

– До сих пор нет полной картины ни по экологическим, ни по экономическим показателям. Если экологическая экспертиза покажет, что все это очень печально, мы будем опротестовывать решение, – продолжает Пономаренко. – Экономика нам совершенно не понятна. Во Владимирской области сейчас меняют 18 котельных на деньги частного инвестора, но на торфе. За 225 миллионов рублей... У нас тоже есть торф. Еще в 2013 году комитет по ТЭК поднимал вопрос с котельными и в качестве альтернативного топлива называл торф и сжиженный газ. Сейчас проект успешно забыт. При этом наш торф возят за границу, чтобы отапливать Финляндию...

RDF как конкурент

– Речь идет о 25% ТБО Петербурга, о гигантском количестве полезных веществ, которые собираются сжечь. Хуже всего то, что этот проект задает определенную политику на годы вперед, – говорит координатор движения «РазДельный сбор» Татьяна Нагорская. – И если сегодня упор сделать на RDF, что уже сделала Европа, это не даст развития раздельному сбору и переработке. А ведь сегодня население готово к раздельному сбору значительно больше, чем когда эта деятельность начиналась в Европе. К тому же у петербуржцев есть прекрасный пример – Финляндия. Многие, кто там был, понимают, что это возможно.

По словам Анны Гаркуши, сегодня городской комитет по благоустройству разрабатывает территориальную схему по обращению с отходами, в которую должна быть заложена концепция того, что нужно делать с ТБО. И тут возможны два варианта развития: или город будет собирать мусор раздельно, максимально его перерабатывать, ничего не сжигать и не наполнять мусорные полигоны, или же что-то другое. Например, отдаст на откуп шести предприятиям, которые собираются поддержать технологию «Спецтранса», чтобы производить и сжигать топливо RDF.

– Когда мы слышим, что шесть предприятий хотят объединиться, то предполагаем, что они обратятся в комитет по благоустройству, наобещают им определенный вектор развития экономики, и тогда напишут эту территориальную схему под них, – поясняет Гаркуша. – Потому что в комитете по благоустройству нет денег, чтобы разрабатывать такую схему с помощью проектного института.

Пока же общественникам и экологам пообещали, что готовы рассматривать все предложения и замечания, а также заверили, что проведут государственную экологическую экспертизу. Проект новых котельных еще будет обсуждаться в марте на очередном заседании Экологического совета при губернаторе Ленобласти.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 028 (5645) от 17.02.2016.


Комментарии