Главная городская газета

Под парусом в Арктику

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Общество

Василеостровская эпопея, или строительство идет со скрипом

Смольный озвучил ряд замечаний в адрес компаний, осваивающих намыв на западе Васильевского острова. С момента начала стройки городские власти регулярно выражают недовольство процессом. Читать полностью

Автомагистраль в интересах животного мира

Что такое экодук и как он связан с миграцией лосей? Читать полностью

В Петербурге и Ленобласти оценили экологическое состояние водоемов

Специалисты проанализировали водостоки за первый квартал текущего года. Подробнее о результатах исследования - в нашем эксклюзивном материале. Читать полностью

Черное море осталось без круизов

В навигацию 2018 года морской пассажирский порт Сочи, скорее всего, не примет ни одного круизного лайнера. Причину сложившейся ситуации выясняли «СПб ведомости». Читать полностью

Как меняется отопление в котельных на Саперной

Саперная улица находится в Пушкине. Несколько дней назад она стала центром важных показательных событий, характеризующих тепловую инфраструктуру города. Подробности – в нашем материале. Читать полностью

Сел и поехал. Петербург как «Умный город»

В Северной столице прошел «круглый стол», посвященный требованиям к территориям будущего «Умного города». Как выяснилось, от красивых теорий до реальной практики - огромная дистанция. Читать полностью
Под парусом в Арктику | «На Мурмане, близ гавани» – классическая работа Александра Борисова (1896 г.) <br>Из коллекции Государственной Третьяковской галереи

«На Мурмане, близ гавани» – классическая работа Александра Борисова (1896 г.)
Из коллекции Государственной Третьяковской галереи

Восемь отчаянных мореплавателей прошли на парусной яхте по Северному Ледовитому океану – по пути первого живописца Арктики Александра Борисова. Художественный отчет об этой экспедиции – 45 «арктических этюдов» художника Станислава Бородина, одного из ее участников, – будет представлен в июне в музее Репина «Пенаты».

Многим ли известно сегодня имя Александра Алексеевича Борисова, со дня рождения которого в ноябре нынешнего года исполнится 150 лет? Век назад он был одним из самых популярных художников России. Художественные галереи считали за честь иметь в своем собрании полотна этого путешественника, этнографа, исследователя полярных земель, а в Русском музее и Третьяковке были его персональные залы. Он предпринял несколько экспедиций на Новую Землю и Карское море. Благодаря ему на Новой Земле появились мысы в честь Васнецова, Верещагина, Крамского, Репина, Куинджи, Шишкина, Суворина, ледники Витте и Третьякова...

Картины Борисова, которого называли «художником вечных льдов», вызывали ажиотаж и в европейских столицах. В 1908 году выставка его картин прошла даже в вашингтонском Белом доме: никто из русских художников не был прежде удостоен такой привилегии. После революции советская власть благосклонно относилась к художнику из крестьян, но в начале 1930-х годов он вступил в открытый конфликт с Игорем Грабарем, протестуя против продажи за рубеж культурных ценностей.

А потом на долгие годы имя Борисова фактически было вычеркнуто из истории искусств. И хотя в 1970-х годах в Архангельске был открыт музей художественного освоения Арктики, названный в его честь, живописец с мировым именем продолжал оставаться в тени. Исправить несправедливость взялся петербургский художник Станислав Бородин. А дальше...

– Три года назад родилась безумная идея – пройти под парусом по Северному Ледовитому океану, – рассказал продюсер Станислав Ершов. – Сложилась команда. Цель была чисто спортивная, связанная с экстремальным туризмом. Кроме того, нас поддержал Ямало-Ненецкий округ: там заинтересованы в пропаганде возрождения Северного морского пути России. Готовясь к походу, мы узнали от Станислава Бородина о судьбе художника Борисова. И решили посвятить поход ему, пройдя по тем местам, где он бывал. А Бородина приняли на парусник как «бортового» мариниста.

Экспедиция стартовала в Архангельске, миновала Белое море, Баренцево, Карское. По пути воздвигла три поминальных поклонных креста – в память первопроходцев и репрессированных. Один из них – в память заключенных, баржа с которыми была потоплена в 1942 году немецкой подводной лодкой.

– Главная задача, которую мы ставили, – преодолеть без помощи ледокола Северный морской путь на парусной яхте, – поясняет Ершов. – Выбрали самое теплое, комфортное для путешествия время для этих широт – июль-август. Однако из-за ледовой обстановки смогли пройти меньше половины намеченного пути. Красота природы удивительная, но грустно было наблюдать упадок и запустение. Да, есть отдельные очаги цивилизации, но целые поселки стоят пустые. Их расцвет пришелся на 1980-е годы, упадок начался в 1990-х и продолжился в «нулевых».

Потрясло увиденное в поселке Андерма, ставшем конечной точкой экспедиции. По словам Ершова, в советское время это был оплот освоения Севморпути, форпост освоения Арктики. Тогда там жили 14 тысяч человек, теперь – всего триста. Как будто город-призрак... Нет работы, люди разъехались... Даже причальная стенка в порту развалилась. Но оставшимся уже ничего не страшно, да и терять им нечего...

За прошедшие два с половиной года после путешествия выставка «Арктические этюды» Станислава Бородина побывала в Салехарде, Красноборске (там находится музей Александра Борисова), Великом Устюге и Архангельске. В рамках выставки в «Пенатах» можно увидеть документальный фильм, снятый во время путешествия, а также полюбоваться виртуальным вернисажем Александра Борисова.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook