Почувствуй себя миллионером

Эта восточная страна оставляет в памяти только приятные воспоминания. Она интересна историческим и культурным разнообразием. Очевидно «вкусна» и богата традициями. Улыбчива и открыта к общению. И относится к тем странам, в которые хочется возвращаться снова и снова...

Почувствуй себя миллионером | Древняя крепость в Хиве строга, лаконична и самодостаточна. ФОТО АВТОРА

Древняя крепость в Хиве строга, лаконична и самодостаточна. ФОТО АВТОРА

От минаретов до русского авангарда

В первый же день по прилету в Узбекистан я оказался в Хиве - одном из главных городов древнего Хорезма. И удивился: в ее сердце, Ичан-Кале, представляющем собой практически нетронутый участок средневекового шахристана, яблоку негде было упасть от туристов. Французы и немцы. Корейцы и японцы. Русские и итальянцы... Их речь окружала со всех сторон, до предела заполняя узкие улочки внутреннего города. Только потом, немало пошагав по его каменным мостовым, вволю поупражнявшись в разгадывании искусных ребусов на деревянных колоннах Джума-мечети и побывав на смотровой площадке крепости Куня-Арк, начал понимать, почему все они здесь. А когда дрожащие от напряжения ноги подняли меня по узкой винтовой лестнице на верхушку минарета Ислам Ходжа, дошло: такого, как здесь, нельзя увидеть больше нигде в мире.

И это было только начало. Потому что побывать в таких городах, как Самарканд или Бухара, - все равно что оказаться на страницах учебника истории. В первом, бывшей столице империи Тамерлана, любого поразит масштаб великолепных архитектурных ансамблей. Огромная, наполненная воздухом площадь Регистан. Таинственный мавзолей Тамерлана, под своими уникальной красоты сводами до сих пор хранящий секреты великих побед. Мечети Биби-Ханум и Хазрат-Хызр. И, конечно, обсерватория Улугбека. Только представьте: несколько сотен лет назад этот талантливый ученый сумел построить сооружение, настолько технически совершенное, что даже сейчас результаты его трудов вполне актуальны.

Бухара. «Священная и благородная», как ее нередко называют, город-картинка. Не верите? Попробуйте подняться на знаменитый минарет Калян: преодолев впотьмах по узкой лестнице несколько десятков высоких ступеней, убедитесь, что это именно так. С высоты птичьего полета открывается великолепный вид на крепость Арк и десятки грандиозных медресе и мечетей. «А вот там резиденция Ситораи Мохи-Калон: мы только что там были», - показывает пальцем одна из туристок. «А я вчера веселился на Ляби-хауз - сверху тоже отлично смотрится», - делится другой гость. И все вместе мы долго, насколько это возможно, любуемся великолепием красавицы-Бухары.

А в Ташкенте меня удивил Республиканский музей искусств. Вернее, находящиеся под его сводами экспонаты. Имеющейся там обширной, охватывающей огромный исторический период коллекции керамики, резьбы по дереву и живописи могут позавидовать многие музеи мира. Живописная часть, к примеру, включает большое собрание картин западных художников наряду с отличной экспозицией произведений их русских коллег. И не только классику (Куинджи, Шишкин, Левитин, Рокотов, Крамской, Репин, Суриков и целый ряд других), но и массу картин русских авангардистов. А если вам их не хватит, отправляйтесь в город Нукус. Местный музей искусств Каракалпакстана имени Игоря Савицкого, обладающий одной из лучших в мире коллекций русского живописного авангарда, британская газета The Telegraph назвала «абсолютной жемчужиной».

Хлеб, как солнце

Однако мало любоваться Узбекистаном - надо обязательно попробовать его на вкус. И начать стоит с продовольственных рынков. На узбекском, как и на любом рынке мира, царят суета и выгода. Не забывайте: это Восток. Если берете что-то сразу - уважения не будет. А вот если сумеете сбить первоначальную цену в 10 раз (и такое бывает) - честь вам и хвала. И неважно, где это будет происходить, - в любом городе картина примерно одинакова.

Вот здесь прямо с тележек продают свежевыпеченный хлеб. С пылу-жару - только что из тандыра. И не как у нас, «кирпичиками»: узбекский чаще всего напоминает... солнце. Такой же яркий и привлекательный. Весом, например, в Самарканде - до 2 килограммов, а на вкус - не описать! А вон там - овощной и фруктовый ряды. Красные, выросшие под настоящим солнцем помидоры - пальчики оближешь! Зелень и специи, даже на расстоянии дразнящие обоняние душистыми запахами. Клубника с ее неповторимым свежим ароматом. Орехи и сухофрукты. Умопомрачительного разнообразия сладости. Мясо, рыба, молочные продукты. И все остальное, что в изобилии родит узбекская земля.

А вот про узбекскую кухню говорить бесполезно - ее надо пробовать. Потому что шурпа и мастава, угра и плов, самса, лагман и множество как знакомых нам, так и не очень названий - пустой звук в сравнении с их подлинным местным вкусом. То, что подают в Узбекистане, и то, что чаще всего готовят у нас, - две большие разницы.

200 рублей - обед в ресторане

Цены? Не поверите! В сезон (а из-за природных условий он начинается здесь с середины мая) килограмм по-настоящему вкусных помидоров стоит... 10 - 15 российских рублей. «Это на рынке в городе, - поясняет один из моих собеседников. - А если отъедете километров на 100 от Ташкента и захотите свежих овощей, любой дехканин скажет: «Иди на поле и ешь, сколько влезет». И денег не захочет брать...».

Удивительное дело: сейчас, когда наш рубль упал, в Узбекистане он на коне. Всего за тысячу наших здесь дадут около 50 тысяч сумов. Имея в кармане лишь тысячу, тут можно себе многое позволить, ни в чем себе не отказывая. Например, килограмм зефира или простеньких конфет стоит 15 - 20 рублей, а качественный обед в хорошем кафе (или даже ресторане) облегчит ваш кошелек на 200.

Что интересно: в ходу по большей части купюры 1 тыс. сумов. Чтобы купить, к примеру, что-то стоящее (выкованный вручную нож, «штучную» керамику или, если есть желание, ковер), надо платить несколько сотен тысяч или даже миллионов сумов. Часть продавцов настолько наловчились, что пересчитывать купюры вручную не будут - они определяют сумму... на вес. «А что считать? - пожимает плечами один из них. - Миллион сумов тянет на килограмм с хвостиком 40 - 50 граммов. Если кто-то покупает вещь большой стоимости, ошибка в 10 - 20 тысяч сумов роли не играет».

Хмурых лиц не встретил

Кроме богатых истории и культуры, разнообразия вкусной кухни и дешевизны большей части продуктов в этой стране меня поразили открытость людей и их абсолютная толерантность к русским и нашему языку. «А как может быть иначе? - удивившись самой постановке вопроса, ответил один из местных жителей. - У нас никогда не было проблем в этом плане, а русский язык для подавляющего большинства жителей Узбекистана почти родной. На нем говорят, пишут, общаются...». А за все время пребывания в стране, даже когда я в одиночку отправился в «глубинку» Бухары, мне так и не удалось увидеть хмурых лиц. Дети весело приветствовали меня hello, sir! и сами лезли в объектив, а восседавшие на скамеечках у ворот домов аксакалы провожали глазами, пряча в бороде улыбку.

Вечером, сидя на ступеньках, я долго наблюдал за суетой вокруг пруда Ляби-хауз. За туристами, отчаянно пытавшимися взобраться на бронзового осла Ходжи Насреддина. За детишками, катавшимися по дорожкам парка на электромобилях. За мужчинами в летах, чинно потягивающими зеленый чай. Но в память почему-то врезалась улыбка местной выпускницы, вместе с другими ребятами пришедшей фотографироваться к достопримечательности. Открытая, добрая и немного детская.

Таким и запомнился мне Узбекистан. Солнечным. Улыбчивым. Простым. И готовым сделать шаг навстречу гостям, которым здесь всегда рады.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 230 (5847) от 08.12.2016.


Комментарии