Почка молчит

Больше половины пациентов узнают о своем диагнозе, когда болезнь уже запущена настолько, что спасти человека можно только с помощью дорогостоящего диализа или трансплантации. Такие неутешительные данные привел главный нефролог комздрава Александр Земченков накануне Всемирного дня почки, который отмечается сегодня.

Почка молчит | Источник: rezeptik.ru

Источник: rezeptik.ru

По словам Александра Земченкова, главная опасность нефрологических заболеваний заключается в их «скрытности». Они часто протекают без симптомов, поэтому у медиков даже существует такая поговорка: «Сердце кричит, а почка молчит». Поэтому половина из 350 пациентов, которые каждый год начинают процедуру диализа, узнают об отказе почек внезапно.

А всего в северной столице в гемодиализе нуждаются 1800 человек, то есть 400 пациентов на миллион населения. И все они эту помощь получают в городских центрах гемодиализа. Помимо «искусственной почки» распространение получил и перитонеальный диализ. В этом случае в брюшину пациента, которая играет роль мембраны, имплантируется катетер, через который поступает необходимый препарат.

В 2014 году все эти курсы лечения обошлись городской казне в 1 миллиард 200 тысяч рублей из средств Фонда обязательного медицинского страхования. В пересчете на одного пациента – около 700 тысяч рублей в год. Но, несмотря на то что обеспеченность гемодиализом в Петербурге в два раза выше, чем в среднем по России, жить бесконечно долго на гемодиализе пациенты не могут, процедура позволяет восполнить только 15% функций здоровой почки. Единственным радикальным решением для пациентов с хронической почечной недостаточностью является пересадка почки.Как объяснил главный нефролог комздрава, 5-летняя выживаемость пациентов на гемодиализе составляет больше 85%, 10-летняя выживаемость – 70%. Пересадка почки дает более долговременный результат. Если не учитывать тех пациентов, которые не могут быть прооперированы по возрасту или сопутствующим заболеваниям, то в пересадке почке нуждаются около тысячи петербуржцев. Причем эта операция будет стоить бюджету меньше, чем содержание одного диализного пациента.

К сожалению, пока к посмертному донорству органов наши граждане относятся с опасением. И виной тому поддерживаемые прессой слухи об «убийцах в белых халатах», «врачах-потрошителях», незаконной торговле органами. Для того чтобы сломать этот стереотип потребуется время, которого у больных, прикованных к искусственной почке, нет.

Как считает Александр Земченков, единственный выход из сложившейся ситуации – не доводить себя до диализа. Ведь подхватить коварный недуг может любой человек, даже тот, кто считает себя вполне здоровым. Все чаще к развитию почечной недостаточности приводят сахарный диабет и повсеместно распространенная артериальная гипертония. И могут пройти годы, пока у человека появится одышка, слабость, пропадет аппетит, он начнет худеть, у него понизится гемоглобин. Но почему-то российский больной даже при таких симптомах не бежит к врачу. Начинает что-то принимать для поднятия аппетита, пить витамины... Тем самым теряет драгоценное времени.

А нужно немедленно мчаться к врачу. Немедленно, потому что на первых порах недуг еще можно хотя бы приостановить. Вылечить совсем невозможно – такого пока нет нигде в мире. Но, если начать лечение вовремя, диализ или трансплантацию можно отсрочить, тем самым предупредив инвалидизацию и сохранив пациенту привычный образ и качество жизни.

А предотвратить или вовремя рассказать о заболевании могут два простых исследования: белок в моче и креатинин в крови. Сдать анализы можно практически в любой лаборатории Петербурга. В аптеке продаются специальные тест-полоски для домашнего применения, которые за несколько секунд могут рассказать о заболевании почек по анализу мочи.


КСТАТИ

Заболеваниями почек страдают 500 миллионов человек в мире, эти болезни увеличивают риск инфаркта и инсульта в 25 – 30 раз. Ежегодно болезни почек приводят к инвалидности 41,5 тысячи россиян трудоспособного возраста.


Отставить страх!

Без медицинской помощи никто не останется

После того как Центробанк сообщил о приостановлении деятельности двух петербургских медицинских страховщиков – «Авеста-Мед» и «АСК-МЕД», в нашу редакцию стали обращаться встревоженные горожане с вопросом – что теперь делать пациентам, которые застрахованы в этих организациях, и не останутся ли они без медицинской помощи?

Прояснить ситуацию мы попросили специалистов Терфонда ОМС Петербурга. Как поспешили успокоить нас в пресс-службе, волноваться петербуржцам, застрахованным в этих двух организациях, не стоит. По закону, правопреемником «Авеста-Мед» и «АСК-МЕД» по отношению к застрахованным является Территориальный фонд ОМС. С этого момента он оплачивает оказанную медицинскую помощь, контролирует ее качество и защищает права пациентов.

Правда, в течение двух месяцев этим петербуржцам нужно выбрать любую другую страховую компанию, прийти в ее филиал, заполнить готовую форму заявления и подписать его. Кстати, это не займет много времени – очередей в 118 пунктах выдачи медицинских страховых полисов нет.

В соответствии с законодательством, всех, кто в течение двух месяцев не выберет другую компанию, Территориальный фонд ОМС распределит между страховыми медицинскими организациями, работающими в городе, пропорционально числу застрахованных в них. Далее страховая организация должна проинформировать о том, что человек застрахован в этой компании: отправить ему письменное уведомление и приглашение написать заявление и получить новый штамп в полисе.

Если человека не устраивает страховая организация, приславшая письмо, он может обратиться в любую другую, что автоматически регистрируется в реестре застрахованных.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 042 (5415) от 12.03.2015.


Комментарии