Побегут ли россиянки за финками?

В сентябре, напомним, в Петербурге состоится первый исключительно женский и абсолютно не соревновательный десятикилометровый забег — по образу и подобию финского праздника «Женская десятка». Оргкомитет по проведению «Женской десятки» в Петербурге уже вовсю обсуждает, что и положено обсуждать оргкомитету, — оргмоменты. Дело в том, что, посмотрев, как в Финляндии прошла 23-я «Женская десятка» (финки традиционно бегут в мае), петербургская делегация поняла: «Это вовсе не то, что мы предполагали».

Побегут ли россиянки за финками? |

Мы предполагали...

Мы думали, во-первых, что это нечто воинственно-феминист­ское. Во-вторых, мы думали, что 10 километров — это кошмар как для бегуний (упор-то делается на далеких от спорта домохозяек), так и для зрителей (в течение двух-трех часов наблюдать за пробегающими мимо изможден­ными дамами никакое не удо­вольствие). В-третьих, мы дума­ли, что, учитывая во-первых и во- вторых, дальше и думать нечего.

Лично я глубоко уважаю финс­кий народ, но считаю, что не та­кие мы, россияне, люди, чтобы взять и за здорово живешь повто­рить у себя какое-нибудь загра­ничное оздоровительное ме­роприятие. Вот пивной фести­валь — это я понимаю. А10-кило- метровый забег — увольте.

Женщины-гейши, женщины-животные

...Хельсинки, воскресенье, пол­день. Слава богу, солнце (хотя ежегодно бегут вне зависимости от погоды). На площади Аврора у дворца «Финляндия» толпятся женщины-хоккеистки, женщины- гейши, женщины-животные и еще бог знает какие женщины в бог знает каких костюмах. Легко от­личить дам, которые пришли са­ми по себе, отдам, пришедших с коллегами: именно рабочие кол­лективы наряжены в нечто корпоративно-умопомрачительное.

Там и сям на площади в спон­сорских палатках угощают йогуртами и печеньями, продают с большой скидкой одежду, поло­тенца, тренажеры и прочее.

Первое шокирующее обстоя­тельство: туалеты. Представьте себе один биотуалет и к нему очередь в 50 человек. Предста­вили? Так вот, там наоборот: длиннющий ряд туалетов скуча­ет в ожидании посетителей.

На сцене выступает известная каждому финну музгруппа, чере­дуя песни «Битлз» и песни не «Битлз». Если смотреть с балко­на — в глазах рябит от пестроты футболок, к тому же пестрота все активнее раскачивается и прыгает под музыку. То тут, то там попадаются мужчины с дет­скими колясками. Мужчины без колясок заняли все имеющиеся на площади возвышенности, вы­тянулись в струну и напоминают то ли зверьков суррикатов, то ли пограничников при исполнении.

Но мужчин все же мало. «Ис­пугались, что женщины рванут с места и всех посшибают», — по­думала я и ошиблась: оказалось, мужчины в произвольном поряд­ке растянулись по 10-километровой дистанции, размахивали плакатами с именами конкретных женщин или хлопали без разбору всем пробегающим.

С нас 30 евро

Стартовали четыре группы. Пер­вая группа — те, кто намерен именно бежать. Вторая — чере­дующие бег и ходьбу. Третья — любители очень популярной сейчас в Финляндии «северной ходьбы» (идешь, опираясь на подобие лыжных палок: и идти легче, и торс работает). Четвер­тая — те, кто предпочитает про­сто шаг. Разделение вовсе не возрастное: в первой группе встречались пожилые дамы, в последней — барышни.

Перед каждым стартом пяти­минутная разминка: все эти ты­сячи женщин прыгают, нагиба­ются в разные стороны и хлопа­ют. Потом ленточку убирают — и вся эта река выливается на ули­цу (между прочим, Карамзина); поток направляется полицейски­ми на мотоциклах и лошадках. Очевидно, в Хельсинки большая нехватка автомобилей: трассу временами перекрывали, а про­бок почему-то не возникало.

Второе шокирующее обстоя­тельство: для того чтобы бежать в «Десятке», надо заплатить взнос — 30 евро. По слогам: «тридцать евро» (средства идут на развитие детского и мо­лодежного спорта). У нас, ка­жется, люди согласны столько заплатить, лишь бы не бежать. В Финляндии, правда, почти за всех платят фирмы (забегая вперед: в Питере все побегут даром), но я ни разу не видела, чтобы кто-то проверял наличие регистрационного бумажного браслета на руке.

Россия, вперед!

Третье шокирующее обстоятель­ство. Господа!.. То есть дамы!.. Я пробежала эти 10 километров по Хельсинки.

Нет, я хочу, чтобы вы прочув­ствовали: я хорошо бегала толь­ко в школе и не столько на уро­ках физры, сколько с уроков физры. И вот — ровно 10 километ­ров. В составе 15-тысячного кол­лектива финских женщин и в со­провождении двух коллег (понят­но, женщин) из питерских СМИ.

Мы этого не планировали. Мы рассчитывали посмотреть на дамские старты, потом соснуть прямо на газончике часика два, проснуться и увидеть дамский финиш. Но не смогли устоять. Сперва мы обнаружили себя прыгающими вместе со всеми на разминке, затем опомнились, когда уже пробежали километра два, а потом уже останавливать­ся было как-то глупо.

Мы бежали по центру города, по набережной (какая-то девуш­ка потянула ногу, к ней тут же подъехала «скорая» и прямо тут же, на песке у воды, начала эту ногу чинить); мы бежали по лесопарку, которого никогда не увидели бы на обычной экскур­сии.

У поворотов стояли дети с пла­катами и поджидали своих мам, бабушек, сестер; финские папы, дедушки, сыновья, братья и вну­ки радовались нам так, будто в нас смысл их жизни. Едва ли не на каждом километре — какая-нибудь самодеятельность: духо­вой оркестр, индийские танцы, румба. Очень часто по обочинам попадались длинные столы с во­дой; в качестве обслуживающе­го персонала в основном мужчи­ны, они даже не дожидались, ког­да ты подбежишь к столу, сами догоняли и вручали. В некоторых местах наблюдалась и вовсе ду­шераздирающая картина: парни во фраках, угощавшие бегуний шампанским и клубникой.

Мы, сотрудницы петербург­ских СМИ, держались гордо и до­стойно и от сосредоточенных финок отличались лишь повы­шенной болтливостью — зато ок­ружающие оказались в курсе, что и Россия бежит.

На финише (перед которым никто не прибавлял ходу — все равно это не соревнование) всем на бегу дарили пакеты с по­дарками от спонсоров: всякие витамины, пробники кремов, ло­сьонов, шампуней, шоколадки и прочее. Спонсоры таким обра­зом познакомили 15 тысяч чело­век со своей продукцией.

После финиша все либо раз­леглись на траве, либо рассе­лись за длинными столами, кото­рые поставили на площади за время нашего отсутствия — ели, пили, общались. Позже все переросло в дискотеку.

Такой мы народ, финны

Мы не видели, как бежала пре­зидент Финляндии Тарья Халонен (которая увлекается также моржеванием и танцами живо­та), но видели, как она после пробега покупала на распрода­же футболки. В сопровождении только девушки-телохранителя. Мы спросили у Пиркко Аутио, менеджера по российским про­граммам компании «Энтре Мар­кетинг Оу», отчего это их прези­дент рискует так близко подхо­дить к своему народу, и в крас­ках расписали, что было бы, вздумай кто-то из наших высо­ких лиц отправиться на распро­дажу. Пиркко наш вопрос уди­вил, и она смогла ответить лишь: «Ну вот такой мы народ, финны».

Финны такой народ, у которо­го — по их собственному при­знанию — две основные пробле­мы. И если с одной, алкоголиз­мом, справляться не так тяжело, то со второй — сложной совмес­тимостью работы и семьи — все гораздо серьезнее. Финны, со­гласно опросу, мечтали бы иметь от двух до четырех детей на семью, но из-за сильной за­нятости у них только 1,8. Зато у них рождаемость все равно опе­режает смертность: ежегодно в пятимиллионной Финляндии по­являются на свет 60 тысяч детей.

Чтобы поддержать семью, финское руководство взяло и ввело семейные двухнедельные каникулы зимой, дабы работаю­щее население могло покатать­ся с отпрысками на лыжах. И уве­личило мужчинам декретный от­пуск (в помощь жене) с двух не­дель до восьми. И, чтобы распиарить эту акцию, финский ми­нистр внутренних дел (мужчина), когда у него родилось чадо, раз­решил финским СМИ освещать свои декретные будни.

«Женская десятка» — ме­роприятие, которое спокойно и методично работает все на ту же идею — здоровье нации. То, что это не слова и что это вправду работает, понимаешь, когда ис­пытаешь на себе. После такого пробега я нашла бы в себе силы бросить курить (и не сделала это лишь потому, что и так не курю). Самооценка вырастает так, что задевает провода, и можно це­лый год хвастать, что пробежал 10 кэмэ (хотя наш бег был ско­рее дефилированием вперемеж­ку с короткими перебежками).

От чего все зависит

В Финляндии спонсорами «Женской десятки» выступают мировой известности компа­нии, они же будут спонсировать и петербургскую «Десятку»: Neste Oil, Valio, Raisio, Tikkurila, YIT, IDO Bathroom, Cloetta Fazer. С нашей стороны организует пробег Санкт-Петербургский социально-экономический ин­ститут (ректор Елена Калинина) при поддержке администрации Петербурга (уже есть постанов­ление правительства города); с финской стороны помогают «Энтре Маркетинг Оу», информ­бюро Совета министров север­ных стран в Петербурге и МЕК — государственный центр по развитию туризма в Финляндии (кстати, о туризме: на паромах «Силья Лайн» произошла неко­торая модернизация, а аквапарк «Серена» обновил несколько ат­тракционов, но будьте внима­тельны: аквапарк теперь открыт не каждый день). Буквально на днях потянулись и российские спонсоры.

Нашему оргкомитету сейчас не позавидуешь: мне-то уже не надо объяснять, что «Женская десятка» — супер. Чтобы и дру­гие это поняли, надо, во-первых, провести ее супер, а во-вторых, чтобы домохозяйки хотя бы удо­сужились прийти и этот супер увидеть. Увидеть, что туалеты бесплатные и их много (говорят, так и будет), что есть где пере­одеться, что есть вода и салфет­ки, что нет самого противного, что способно испортить любые именины, — нет досадных мело­чей.

И все равно я больше думаю не о том, побегут или не побегут наши домохозяйки и не домохозяйки. В Финляндии тоже не один год понадобился, чтобы так массово побежали. Я думаю: поддержат или не поддержат бе­гуний зрители. От этого, пожа­луй, все и зависит.

Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 110 (3557) от 21 июня 2006 года.

#женская десятка #Хельсинки

Комментарии