По заветам Карлсона

В былые времена административные здания наряду с церквами становились градостроительными доминантами Петербурга. В советские годы центр Ленинграда хотели перенести южнее, где появился свой «центр притяжения» – будущий Дом Советов. Теперь в этом помпезном здании в стиле «сталинский ампир» расквартированы офисы. Причем не самые престижные, ведь пульс конторской жизни современного Петербурга бьется в зданиях совсем иного типа. Самые высокие и красивые бизнес-центры появляются там, где когда-то строили только гаражи, – вдоль Кольцевой автодороги. В наши дни «стеклянный» пояс изменил облик мегаполиса, и дело тут не только в этажности.

По заветам Карлсона | Выше, шире, просторнее — стандарт современного офисного строительства. ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Выше, шире, просторнее — стандарт современного офисного строительства. ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Смотреть с вершин

В чем же революционная роль бизнес-центров в петербургском градостроительстве? Первое, что бросается в глаза, – высокая этажность. Справедливости ради стоит отметить: первый небоскреб на Охте не прижился, и теперь на месте Ниеншанца зияет обнесенный забором пустырь. Однако в Лахте строится другой, который не будет мозолить глаза радетелям небесной линии Петербурга. Но речь сейчас не об этом 400-метровом здании, в обычной жизни мы чаще сталкиваемся с небоскребами пониже.

На юге города всеми цветами радуги сияет бизнес-центр «Лидер Тауэр». На сегодня это 40-этажное здание – самое высокое в Петербурге. О нем много спорили в градостроительных кругах, но, по мнению местных жителей, небоскреб чем-то даже украсил унылую панораму Ленинского проспекта.

Оставим в стороне споры о стилях и зададимся психологическим вопросом: что поднимает клерков на высоту? Есть несколько соображений. Например, слова «корпорация», «офис» и «бизнес» у многих ассоциируются с панорамой Нью-Йорка, которую так любили показывать по советскому ТВ с комментариями: «Город из стекла и бетона, каменные джунгли, где неба не видать».

Комментарии забылись, а образ в голове остался: идеальный офис, по мнению тех, кому слегка за тридцать, это очень высокое здание из стекла и бетона. Добавим сюда еще один фактор: среди обитателей конторских высоток много приезжих из других городов, где выше пяти этажей домов не строили. Поэтому желание юных менеджеров смотреть на Петербург «свысока» вполне объяснимо.

Каретный ряд

Новые бизнес-центры изменили облик города не только этажами. Ведь что такое было административное здание раньше? Типичное строение, где в маленьких кабинетах за столами сидели люди и что-то чертили или печатали на машинке. Все. Ни встроенных гаражей, ни лобби, ни общественных пространств там не было.

Сегодняшние реалии – это по одному автомобилю на работника. Почти все новые бизнес-центры Петербурга обязательно строятся с подземным паркингом либо со стоянкой на прилегающей территории. Без паркинга современный офис мертв: «каретные ряды» на улицах мегаполиса не предусмотрены.

Запросы сегодняшнего дня – это повышенные требования к инженерной инфраструктуре: электроснабжение, связь, вентиляция, отопление, пожарная сигнализация и единая электронная система управления всем этим – создать такое в домах старого фонда без их дорогостоящего капремонта нельзя. А вот в новых высотках все учтено изначально.

Новое время – новая эргономика. За последние четверть века изменились требования к рабочему пространству. Тесные кабинеты на 1 – 2 стола уходят в прошлое. Им на смену грядет концепция open space – открытое пространство, не разделенное глухими перегородками. Более того: особую роль в современном офисном здании приобретает лобби, или холл, как мы чаще говорим. Теперь это большое пространство для общения с посетителями, клиентами. Там нет перегородок, зато есть кафе, диваны и уютные светильники. Все это пришло к нам из Финляндии и прижилось в Петербурге.

Адаптировать к таким запросам административные здания послевоенной постройки почти невозможно. Большинство из них проще снести и построить на этом месте новое, чем ломать стены.

Зелень атакует

Как же устроен бизнес-центр с иголочки? Для примера возьмем БЦ «Энерго» на Киевской улице все в том же Московском районе. Фасады здания представляют собой трехуровневую структуру: цокольный этаж отделан темным гранитом, средние этажи – известняком, а верхние два этажа выполнены с панорамным остеклением. Колонн внутри здания нет, что позволяет добиться максимально эффективного использования офисного пространства на каждом из этажей.

Еще одно административное здание, ставшее доминантой Песков, – «Невская Ратуша», куда должны съехаться подразделения петербургской администрации. Огромное здание примечательно не только «летающей тарелкой» на крыше, но и удачным расположением площадей. Есть там и картинные виды Петербурга (недаром же так акцентирована крыша), но присутствует продуманное разделение рабочих зон – с рекреациями, социальными пространствами и кафе.

Ключевое слово при проектировании современных бизнес-центров – «экология». Засилью пластика на стенах и синтетики на полу, привычному для контор прошлого века, приходит конец. Теперь стены облицовывают натуральным материалом. В офисах класса А – натуральным камнем, кое-где – деревом. Не редкость там – дубовые двери и даже окна, хотя они и стоят в несколько раз дороже пластиковых. В кабинетах теперь модно выращивать цветы, место искусственных пальм занимают настоящие.

Неизменная черта современных офисов – энергосбережение. Светодиодные лампы – первый шаг в этом деле; второй – рациональное отопление и хорошая вентиляция.

Кто же работает в «стеклянном поясе» Петербурга? По мнению председателя совета директоров ГК «Энерго» Азата Григорьяна, девелоперов выручают айтишники (компании, делающие компьютерные программы). И выручка у них в валюте, и арендуют они большие площади.

Похоже, молодые айтишники становятся драйверами офисной архитектуры Петербурга. Им не нужен престижный район, зато компьютерщики предъявляют высокие требования к энергосистеме (серверы запитываются по первой категории электроснабжения). Чтобы удержать специалистов, IT-компании требовательны к эргономике офиса: нужны комнаты для релаксации и пр. Если так пойдет дальше, то для компьютерщиков понадобится не только особая начинка, но и специальная архитектура.

Однако непростые экономические времена могут замедлить этот процесс. Генеральный директор агентства JLL Андрей Амосов подсчитал, что за 2015 год в Петербурге введено на 26% офисных площадей меньше, чем годом ранее. Арендаторы заняли только 137,4 тыс. «квадратов» – на 27% меньше, чем в 2014-м...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 037 (5654) от 03.03.2016.


Комментарии