По Тибету к Эвересту

Из Лхасы в священный город Шигадзе нам предстояло проехать около 280 км. Нас сопровождал экскурсовод Тринг, что было обязательным условием для разрешения всей поездки по Тибету. Тринг оказался очень приятным тибетцем, и его присутствие нам сильно помогло.

По Тибету к Эвересту | Молитвенные флаги, которые полощутся на ветру, имеют разное предназначение. ФОТО АВТОРА

Молитвенные флаги, которые полощутся на ветру, имеют разное предназначение. ФОТО АВТОРА

Россиянам – зеленый путь

Вначале мы двигались по широкой долине. Через некоторое время слева показались снежные вершины. Дорога вошла в мрачное узкое ущелье. Глубоко под нами, пенясь в гигантских порогах и водоворотах, несся мощный поток – полноводная Брахмапутра, еще недавно разлившаяся почти на полкилометра, пробивала себе путь через горную теснину метров 30 – 40 шириной. Скоро показались мачты с разноцветными флагами – мы приближались к тибетскому селению, в котором, для полного счастья, можно было и пообедать. Гигиенические условия в деревенских тибетских ресторанчиках далеки от идеальных, но, несмотря на опасения Тринга, мы без всяких колебаний согласились поесть в простом придорожном кафе. Выбор был небогат, но рис с мясом яка оказался очень вкусным, и, конечно, свежая родниковая вода придала нам заряд бодрости.

Дорога, сузившись, резко пошла в гору, скорость у автомобиля неожиданно упала, и на одном из крутых подъемов мотор заглох. На многие километры вокруг ни человека, ни машины. Я вышел из салона, сильный холодный ветер почти сбивал с ног. К счастью, старая «Тойота Лэнд-Круизер», а именно такую мы взяли напрокат, обладала одним хорошим качеством отечественных автомобилей – ее было легко починить. Оказалось, на пыльной дороге засорился бензонасос. Довольно просто и быстро его прочистив, мы благополучно поднялись на перевал 5100 метров.

Совершенно неожиданно вдали засверкали золотые крыши монастыря Ташилумпу, одного из крупнейших в Шигадзе. Прибыв в город, мы без промедления направились в местное отделение внутренних дел. Заплатив соответствующую пошлину, тут же получили разрешение на дальнейший проезд по Тибету на автомобиле. Здесь уместно отметить, что в Китае отношение к российским гражданам подчеркнуто дружелюбное и бюрократия не чинит никаких препятствий, а, наоборот, во многих случаях активно помогает.

Величественное безмолвие

Красно-коричневый с золотыми крышами монастырь Ташилумпу расположен на склоне горы и доминирует над городом. Он был основан первым далай-ламой Гедун Друпа в

XV веке. Здесь же находятся золотая ступа X века и крупнейшая в мире статуя сидящего Будды, сделанная из меди и золота, а также огромное количество буддийских святынь и всегда сопутствующие им несметные сокровища. Впечатляют огромные черные занавеси из плотного материала, которые свисают над внешними стенами монастыря, покрывая одновременно несколько этажей. На некоторых с большим вкусом начертаны белой краской магические геометрические фигуры.

Но задерживаться здесь мы не стали. Нам предстояло проехать еще 460 км в Тингри, откуда хорошо виден Эверест и еще несколько «восьмитысячников». Правда, наш экскурсовод Тринг, исходя из собственных наблюдений, предупредил, что Эверест (Джомолунгма) открывается только хорошим людям. Так что увидим мы его, порой закрытый туманами и тучами, или нет, целиком зависит от нас.

Мы ехали в направлении снежных вершин, постепенно поднимаясь. Достигнув перевала, стали спускаться по крутому серпантину. Неожиданно у супруги появились первые признаки горной болезни. Наш верный Тринг сильно встревожился и предложил немедленно вернуться в Шигадзе. Но мы решили все-таки продолжать путь вперед, до Тингри. Машина тряслась по высокогорной долине, окруженной причудливыми вершинами. Ландшафт менялся на глазах. Вдали показалась снежная гряда Гималайских гор. Несколько раз мы выходили из автомобиля, чтобы полнее ощутить величие окружающей природы. Да и не только. Беспредельное безмолвие, наполняющее этот высокогорный район, благоприятствует проявлению особых духовных сил человека и способствует другим явлениям психического порядка, о которых нам известно из немногочисленных описаний европейских путешественников. Эта поразительная тишина чувствуется даже сквозь шум самых бешеных горных потоков.

Сложно, но интересно

В Тингри ночевать пришлось в довольно примитивной гостинице, поскольку ничего другого в этом поселке не было. Ночь была неспокойной: мы все часто просыпались, чувствуя недостаток кислорода. Тем не менее утром рано пошли смотреть на горы. Нам повезло. Видимость была отличная. На фоне цветных буддийских флагов, поставленных прямо в поле, сияли белизной вершина Джомолунгмы и ослепительно белые громады соседних гор из Гималайской гряды. Очень трудно было оторваться от такого зрелища. Из-за него стоило преодолеть сотни тяжелых километров по бездорожью от Шигадзе.

Однако приступы горной болезни у супруги усилились. Мы с большим трудом добрались до столовой, расположенной в деревенском доме. И здесь нам помог Тринг. Он убедил Нину принять кислород, потом сделал ей довольно сложный и болезненный массаж головы. Тибетцы приложили к ее ногам грелку и закутали в одеяло. В таком положении она просидела около часа, пока не наступило облегчение и мы могли тронуться в обратный путь.

Можно было возвращаться по прежней дороге. На этом настаивал Тринг, имея в виду наше неблестящее самочувствие. Но было и другое, более длинное, сложное, но очень интересное направление. Сперва на юг к границе с Бутаном до Гьянгдзе, далее на восток через перевал к священному озеру Ямдог-цо в городок Нагардзе, потом по берегу озера через перевал к Брахмапутре и в Лхасу. Мы рискнули ехать по более сложному маршруту.

Участок пути до Гьянгдзе оказался заасфальтированным, мы проскочили его часа за полтора. Достопримечательностью города является замечательная крепость, построенная на вершине крутого утеса в самом центре. К сожалению, мы не смогли подняться к ней, потому как торопились. Относительно хорошая дорога вела к границе Бутана и Сиккима, но скоро она пошла круто вверх, и неожиданно слева от нас оказалась громадная снежная вершина Ноценкансари со сползающими ледниками. Толщина глетчера доходит до 2 – 3 метров на линии разрыва. Мы подошли к его кромке. Мне и раньше приходилось бывать на ледниках Кавказа и Памира, но здесь впечатление было несравненно более сильным. Еще некоторое время дорога буквально петляла среди заснеженных вершин и ледников.

За перевалом сперва показалась полоска воды, а еще через несколько минут мы выехали к берегу священного озера Ямдог-цо.

Название означает «Озеро с самой красивой водой в мире». Оно имеет живописную форму с многочисленными заливами и бухтами. Находящийся на высоте около 4000 метров водоем окружен причудливыми горами, почти лишенными растительности. Вдали подпирают небо снежные вершины Гималайских гор, а у берегов – многочисленные сложенные из камня пирамиды в буддийских традициях.

Вдоль берега мы ехали километров 40, потом дорога пошла вверх, и мы оказались на перевале Карула – 4695 метров над уровнем моря. Здесь жизнь била ключом. Тибетцы предлагали туристам проехаться на яках, подкрепиться тибетской пищей, купить мандалу. Как раз тогда, когда мы поднялись на перевал, ярко засветило солнце, и перед нами во всей красе открылась свинцовая гладь озера с нависающими снежными вершинами. По крутому серпантину мы стали спускаться к берегу Брахмапутры, чтобы вернуться в Лхасу, откуда утром вылетали в Сиань – древнюю столицу китайских императоров.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 078 (5695) от 05.05.2016.


Комментарии