По следам Ефрема Перекомского

Занимаясь ранней историей Валаамского монастыря, я и представить себе не мог, что мои изыскания, касающиеся основателей знаменитой ладожской обители преподобных Сергия и Германа, приведут меня на берега Ильменя.

По следам Ефрема Перекомского | Озеро Ильмень. Коростынский берег.<br>ФОТО АВТОРА

Озеро Ильмень. Коростынский берег.
ФОТО АВТОРА

Древняя рукопись

Всему виной – литературное произведение XVII века «Сказание краткое о Валаамском монастыре», которое было обнаружено в 1990 году исследовательницей древнерусской литературы Наталией Охотиной. В свое время эта рукопись вызвала настоящую сенсацию. Дело в том, что «Сказание» проливает свет на древнюю историю Валаама, уточняя дату основания обители. Согласно рукописи, монастырь возник при новгородском архиепископе Иоанне II, жившем на рубеже XIV – XV веков. Это в корне противоречит валаамской традиции, связывавшей прибытие преподобных Сергия и Германа на остров с эпохой равноапостольной княгини Ольги. Но что самое любопытное – подлинным основателем обители «Сказание» называет не Сергия, а малоизвестного новгородского святого Ефрема Перекомского. Именно он возглавил общину новгородских монахов, которая отправилась на Валаам с целью основания там монастыря. Среди иноков упоминается и Сергий – будущий Валаамский Чудотворец.

По всей видимости, Ефрем долго не задержался на Валааме. «Сказание» сообщает, что вскоре после основания ладожской обители Ефрем удалился на западный берег Ильменя, где между речками Черная и Веронда поставил Перекомский монастырь. Впрочем, в самом житии преподобного ни слова не говорится о Валааме. И это одна из главных загадок жития Ефрема, в котором лишь сообщается, что преподобный был выходцем из Савво-Вишерского монастыря.

Житие святого повествует, что однажды он узрел упавшую к западу звезду, принял это за знак свыше и удалился на указанное место – на пустынный берег Ильменя, где поставил небольшую церквушку и срубил келью. Постепенно вокруг отшельника начала собираться братия, которая убедила подвижника стать настоятелем Перекомской, или Перекопской, обители. Такое название монастырь получил от канала, который иноки провели для своих нужд из Веронды в Ильмень. В начале XVIII века по причине частых наводнений обитель перенесли ближе к реке Веряжа на более высокое место, получившее название Перекомо.


По Вишере и Волхову

Я давно вынашивал идею байдарочного похода по пути Ефрема – от обители Саввы Вишерского до Перекомского монастыря. Маршрут был любопытный: он проходил по рекам Вишера и Малый Волховец. Далее, преодолевая встречное течение Волхова, байдарки должны были выйти на просторы Ильменя. Эти места оставались для меня настоящей terra incognita. Сохранился ли Саввин монастырь? Смогут ли байдарки пройти западным берегом Ильменя, известным своим мелководьем? Встретятся ли по пути магазины, где можно докупить провизию? И что мы найдем в Перекомо, если, конечно, вообще доберемся туда? Все эти вопросы повисали в воздухе...

Итак, в один из июльских дней мы с моим товарищем Сергеем Артамоновым сошли на шоссе в двух километрах от Савино. Нагруженные рюкзаками и байдарками, мы потащились к деревне, в названии которой сохранился отголосок бывшего там некогда Савво-Вишерского монастыря.

Над рекой красуется белая приземистая церквушка недавней постройки. Не здесь ли стояла обитель преподобного Саввы, где в XIV веке подвизался Ефрем? Архитектурный ансамбль монастыря до нас не дошел: он сильно пострадал во время Великой Отечественной войны. Позднее же церковь и кельи использовались как совхозное хранилище, а в конце прошлого века их разобрали. Местная жительница подтвердила, что церковь стоит на месте древнего монастыря. «Мы, когда сюда приехали в 1970-х, еще жили в кельях», – рассказывала она.

В Савине мы запаслись провизией на 2 – 3 дня – именно за такое время я рассчитывал дойти до Перекомской обители. Наконец, занимаем свои места в байдарках, разбираем весла и включаемся в монотонную греблю – благо Вишера очень живописна. Вокруг тянутся зеленые поля, за которыми поднимаются купола Хутынского монастыря.

Из Вишеры попадаем в Малый Волховец. Когда-то на левом берегу этой реки стоял Лисицкий монастырь. Его выходцем был преподобный Арсений Коневский, основатель обители на ладожском острове Коневец. Но где же искать Лисовую Горку? С этим вопросом обращаюсь к рыбаку. «А во-он она, Лисовая, – указывает рыбак на возвышенность, на которой едва заметен деревянный крест. – Только дойти до нее непросто: троп нет, все позарастало». Высадившись на берег, начинаем «штурмовать» Горку. Чтобы достичь холма, приходится буквально продираться через заросли репейника. С возвышенности, под которой погребены руины древнего монастыря, открывается пленительный вид на Новгород и синюю ленту Вишеры.

На ночь встаем в устье Сиверсова канала, напротив Рюрикова городища – резиденции легендарного скандинавского князя. Бортовые огоньки рыбацких лодок обозначают излучину Волхова, а завтра нас ждет Ильмень.


Вдоль мелководного побережья

Утром получаем благоприятный прогноз по Ильменю: ветер слабый, 2 м/c. Надо воспользоваться погодой и к ночи дойти до Перекомо. Снова гребем против течения; по правую руку оставляем великолепный ансамбль Юрьева монастыря и перед самым выходом в озеро высаживаемся в Перыни. Так называется древнее урочище, где в X веке находилось языческое святилище, украшенное статуей бога-громовержца Перуна. Идол простоял здесь недолго и после крещения новгородцев был сброшен посадником Добрыней в Волхов. В 995 году на этом месте основали один из древнейших русских монастырей – Перынский.

Оставляем байдарки на берегу и поднимаемся к церкви Рождества Богородицы, где получаем нагоняй от настоятеля обители за то, что пришли к храму «с голым торсом». Возвращаемся уже в футболках. Батюшка одобрительно смотрит на нас и даже проводит небольшую экскурсию.

Исток Волхова остается за кормой; байдарки выходят на широкое зеркало Ильменя. Странно, что грести становится труднее: ведь река с ее течением уже позади. Несмотря на усиленную работу веслами, еле продвигаемся вперед. Толчок – и мое суденышко останавливается. Сергей застревает рядом. Мель! Отталкиваемся веслами. Снова гребем – и снова мы на мели. Все чаще приходится покидать байдарки и тащить их за носовые концы навстречу невидимому Перекомо. Теперь мы больше похожи на репинских бурлаков.

Целый день с переменным успехом продвигаемся вдоль побережья. Когда озеро мельчает, стараемся уйти на глубину. О высадке на берег нет и речи: иначе потребовалось бы нести байдарки метров сто на руках. Притихший Ильмень, сливающийся на горизонте с небом, огромен, но берега пустынны – глазу не за что зацепиться. Редкие деревни стоят довольно далеко от озера: весеннее половодье не дает людям селиться у самой воды. По словам старожилов, полвека назад здесь было одно страшное половодье: наползающие с озера льдины запросто разрушали избы.

В Сергове нас предупреждают об ожидаемой грозе и усилении ветра до 18 м/c. Откуда рыбаки взяли этот прогноз, я не уточнял, но мы, разумеется, стали держаться ближе к берегу.


Часовня в сосняке

Судя по карте, мы приближались к устью Веряжи. За рекой обозначено нежилое село Дубровка, возле которого когда-то находился Перекомский монастырь. Местный рыбак подсказал нам, что на месте руин Ефремова монастыря ныне стоит часовня. «Километра три отсюда будет, – добавил он, – встанете у второй отмели. Там в сосенках увидите...»

Гребля закончилась. Утопая в иле, тянем байдарки по мелководью к берегу. В стене глухого леса просматриваются сосны; надеемся, это и есть Перекомо. Прогноз относительно ухудшения погоды сбывается: со стороны Шелони на Ильмень наползают тучи. Приближается грозовой фронт. Поверхность озера чернеет, замирает и начинает бурлить. Вдалеке слышатся раскаты грома.

Вытаскиваем байдарки на песок, и одновременно накрапывает дождь. Но сейчас не время разбивать лагерь: пока не стемнело, надо отыскать часовню. Спросить бы кого. Но берег совершенно безлюден; только со стороны Дубровки мелькают какие-то огоньки. Удивительно, как Ефрем решился основать свою пустынь в таком мелководном и неприметном месте!

Наконец, замечаем тропу, ведущую через песчаную насыпь в сторону леса. Набрасываем на плечи плащи и следуем этой дорогой. Вот и сосняк, о котором говорил рыбак. Есть! Сквозь сучья деревьев просвечивает белокаменное строение, слабо очерченное вечерним светом. Выходим на небольшую полянку. Неужели дошли? Часовня явно обозначает место ныне утраченного Перекомского монастыря. Значит, где-то здесь, а возможно, под самой часовней покоятся мощи преподобного Ефрема.

Может, это и совпадение, но в ту же секунду, как только мы вышли к древней обители, послышался оглушительный раскат грома и поднялся сильный ветер. Обходим часовню кругом и находим в траве обломки красного кирпича и куски раствора. Также замечаем следы продолговатого фундамента. Вероятно, это остатки монастырских келий или ограды. Осматриваю Перекомо и пытаюсь собраться с мыслями. Как-то не укладывается в голове, что в этом глухом уголке Новгородчины покоятся мощи Ильменского Чудотворца, судьба которого удивительным образом переплелась с историей знаменитого Валаамского монастыря.

Ливень буквально обрушивается на нас, и мы спешим вернуться к байдаркам. Озеро не узнать: вспенившиеся волны длинными шеренгами накатывают на берег. Оттаскиваем лодки подальше от прибоя и ставим на ветру палатку. Чтобы ее не унесло, внутри по углам закладываем камни. Затем залезаем в свое шаткое убежище, утепляемся, греем на газу чай и запрашиваем прогноз на завтра: пора думать о возвращении в Новгород.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 033 (5406) от 26.02.2015.


Комментарии