Главная городская газета

По ледовым ухабам

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Общество

Росгидромет оценил экологическое состояние водоемов Петербурга и Ленобласти

Специалисты проанализировали водостоки за первый квартал текущего года. Подробнее о результатах исследования - в нашем эксклюзивном материале. Читать полностью

Черное море осталось без круизов

В навигацию 2018 года морской пассажирский порт Сочи, скорее всего, не примет ни одного круизного лайнера. Причину сложившейся ситуации выясняли «СПб ведомости». Читать полностью

Как меняется отопление в котельных на Саперной

Саперная улица находится в Пушкине. Несколько дней назад она стала центром важных показательных событий, характеризующих тепловую инфраструктуру города. Подробности – в нашем материале. Читать полностью

Сел и поехал. Петербург как «Умный город»

В Северной столице прошел «круглый стол», посвященный требованиям к территориям будущего «Умного города». Как выяснилось, от красивых теорий до реальной практики - огромная дистанция. Читать полностью

«В ночь на 22 июня...»: память на рубеже блокады

Традиционная акция памяти пройдет у стен храма святых мучеников Адриана и Наталии в Старо-Панове 21 июня. Детали события – в нашем специальном материале. Читать полностью

Петербург - Хельсинки: поезда, автобусы, пересадки

В самый разгар чемпионата мира по футболу в России, в соседней Финляндии начался ремонт на железнодорожных путях. Как это затронет пассажиров поездов между Петербургом и Хельсинки? Читать полностью
По ледовым ухабам | Может, именно этот «Малый охотник» и потопил немецкий десантный паром.<br>ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Может, именно этот «Малый охотник» и потопил немецкий десантный паром.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Честно говоря, когда года два назад директор Центрального военно-морского музея Руслан Нехай делился со мной обширными планами в отношении филиала в Осиновце, я вежливо кивал головой, а про себя думал: «Мечты! Ну разве может быть такое в этом богом забытом, далеком поселке на берегу Ладоги...». Однако время шло, и практически все, что замышлялось, воплощалось в жизнь.

Музею действительно требовались серьезные перемены. Открытый в 1972 году, он словно бы так и застыл в том времени. С годами огромная площадка музея, несмотря на все усилия его сотрудников, явно приходила в запустение, экспонаты под открытым небом ветшали.

За прошедшие два года вместо старого здания музея построили новое, суперсовременное (оно внешне напоминает огромную глыбу льда). По берегу Ладоги протянулся променад, вдоль которого выстроилась корабельная артиллерия. Для крупногабаритных экспонатов возвели специальный павильон. Появилось и еще одно здание, как говорится, со всеми удобствами (раньше они были во дворе), в нем - оснащенный по последнему слову конференц-зал и несколько интерактивных площадок - модное, хотя и достаточно спорное новшество, без которого сегодня, однако, не обходится ни один музей.

Туда мы и заглянули с самого начала. Если тиром вряд ли кого-то можно удивить, то симулятора блокадной полуторки больше точно нигде нет. Залезаешь в кабину грузовика, поворачиваешь ключ зажигания, врубаешь передачу, и машина «едет» по ладожской трассе. Кабина установлена на специальной подушке, которая бросает машину из стороны в сторону. Перед тобой - большой панорамный экран, и надо крепко держать руль, чтобы не оказаться за пределами трассы.

Внезапно слева из-за облаков выныривают немецкие самолеты, прямо перед носом машины - «след» от трассирующих пуль. Метрах в ста впереди черными облаками взрываются бомбы, полуторку ощутимо встряхивает... Расслабляться нельзя ни на минуту: впереди еще и громадные полыньи. Тем временем наступает ночь, и ехать становится еще труднее... Но вот наконец и долгожданная Большая земля - Кобона. «Задание выполнено успешно».

- Мы сами еще учимся управлять этой техникой, - признается смотритель музея Вера Пономарева. - Все, кто залезает в кабину, в восторге. И дети, и взрослые. Пока у нас две программы: одна по Ладоге, другая - по Кобоне...

Правда, лично у меня остались сомнения: не все, наверное, согласятся с тем, что поездку по ледовой дороге можно превращать в «прикольный», говоря современным сленгом, аттракцион. Тем, кто действительно ехал по Ладоге под обстрелами врага, было не до шуток...

К открытию музея отреставрировали подлинный блокадный автобус. До войны такие ходили в Ленинграде. Когда в начале 1942 года поступил приказ Ленинградского обкома партии дать сто автобусов на Дорогу жизни, смогли найти только сорок - остальные были в действующей армии... Проходимость у автобусов на снежной дороге была довольно слабой, поэтому их выпускали на ледовую трассу только в ясную погоду, когда не было метелей... Колонну обязательно сопровождала полуторка «ГАЗ-АА», в кузове которой стоял счетверенный пулемет «Максим».

Внутри автобуса отопления не было: он защищал только от ветра, снега и дождя. Но, по блокадным меркам, и то слава богу, поскольку многих перевозили через Ладогу просто в открытом кузове грузовика, на леденящем ветру, в сильнейшие морозы...

В осиновецкий музей блокадный автобус поступил в 1976 году - до этого он использовался на одном из транспортных предприятий Ленинграда. Поначалу даже существовала традиция: на День Победы он выезжал за пределы музея и доставлял школьников из Ваганова к Ладожскому кургану славы в Осиновце. Потом опять занимал свое место на вечной стоянке под открытым небом, ветшал. Детское любопытство, да и взрослый вандализм привели его в плачевное состояние.

- Когда я пришел работать в этот музей пятнадцать лет назад, уже тогда автобус был такой ветхий, что пришлось его поставить в павильон до лучших времен. Весь ржавый, стекла разбиты, бок обгоревший, - говорит заведующий музеем «Дорога жизни» Александр Войцеховский.

Реставраторы рассказали, что в автобусе осталось много подлинного - бампер, двигатель, мосты, рамы, рессоры, почти весь кузов (заменили только несколько металлических листов). Сохраняли максимум родного, но пол и обшивку сидений пришлось делать заново.

- Двигатель в рабочем состоянии: машина своим ходом заехала в ангар, - поясняет Войцеховский. - Правда, сегодня проблема с бензином: нужна марка А66, а теперь такого не найти. Если заливать нынешний бензин даже самых «низких» марок, - двигатель перегревается при работе...

После торжественных речей, разрезания красной ленточки и, конечно же, легендарной песни «Ладога» распахнула свои двери новая музейная экспозиция в главном здании. Том самом, похожем на глыбу льда. Теперь там в полтора раза больше экспонатов, чем было в прежнем музее. Дополнили экспозицию научные материалы фотофонда Военно-морского музея и Центрального военно-морского архива из Гатчины. Появился даже голографический театр: можно увидеть сценку, как жители Ленинграда слушают по радио объявление о прорыве блокады.

Как подчеркнул директор ЦВММ Руслан Нехай, реконструкция осиновецкого филиала завершена, но работы отнюдь не закончены. Во-первых, возле музея появится памятник, посвященный всем героям Дороги жизни. Пока там только закладной камень, а модель можно увидеть в музее. Над скульптурой работают в студии военных художников имени Грекова. Во-вторых, летом этого года наконец-то должны поднять со дна Ладоги немецкий десантный паром-плашкоут «Зибель», потопленный нашим «Малым охотником» летом 1942 года во время боя за остров Сухо. Площадка в музее для «Зибеля» уже давно готова.

Найдется место и для памятной часовни, договоренность о которой уже есть с епархией. И, наконец, напротив музея появится «полевой лагерь». Как только Министерство обороны решит вопрос с землей, сюда прибудет инженерно-саперный батальон и возведет ходы сообщения, землянки, наблюдательные пункты, укрепления, которые действительно были здесь во время войны.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook