По ледовым ухабам

Честно говоря, когда года два назад директор Центрального военно-морского музея Руслан Нехай делился со мной обширными планами в отношении филиала в Осиновце, я вежливо кивал головой, а про себя думал: «Мечты! Ну разве может быть такое в этом богом забытом, далеком поселке на берегу Ладоги...». Однако время шло, и практически все, что замышлялось, воплощалось в жизнь.

По ледовым ухабам | Может, именно этот «Малый охотник» и потопил немецкий десантный паром.<br>ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Может, именно этот «Малый охотник» и потопил немецкий десантный паром.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Музею действительно требовались серьезные перемены. Открытый в 1972 году, он словно бы так и застыл в том времени. С годами огромная площадка музея, несмотря на все усилия его сотрудников, явно приходила в запустение, экспонаты под открытым небом ветшали.

За прошедшие два года вместо старого здания музея построили новое, суперсовременное (оно внешне напоминает огромную глыбу льда). По берегу Ладоги протянулся променад, вдоль которого выстроилась корабельная артиллерия. Для крупногабаритных экспонатов возвели специальный павильон. Появилось и еще одно здание, как говорится, со всеми удобствами (раньше они были во дворе), в нем - оснащенный по последнему слову конференц-зал и несколько интерактивных площадок - модное, хотя и достаточно спорное новшество, без которого сегодня, однако, не обходится ни один музей.

Туда мы и заглянули с самого начала. Если тиром вряд ли кого-то можно удивить, то симулятора блокадной полуторки больше точно нигде нет. Залезаешь в кабину грузовика, поворачиваешь ключ зажигания, врубаешь передачу, и машина «едет» по ладожской трассе. Кабина установлена на специальной подушке, которая бросает машину из стороны в сторону. Перед тобой - большой панорамный экран, и надо крепко держать руль, чтобы не оказаться за пределами трассы.

Внезапно слева из-за облаков выныривают немецкие самолеты, прямо перед носом машины - «след» от трассирующих пуль. Метрах в ста впереди черными облаками взрываются бомбы, полуторку ощутимо встряхивает... Расслабляться нельзя ни на минуту: впереди еще и громадные полыньи. Тем временем наступает ночь, и ехать становится еще труднее... Но вот наконец и долгожданная Большая земля - Кобона. «Задание выполнено успешно».

- Мы сами еще учимся управлять этой техникой, - признается смотритель музея Вера Пономарева. - Все, кто залезает в кабину, в восторге. И дети, и взрослые. Пока у нас две программы: одна по Ладоге, другая - по Кобоне...

Правда, лично у меня остались сомнения: не все, наверное, согласятся с тем, что поездку по ледовой дороге можно превращать в «прикольный», говоря современным сленгом, аттракцион. Тем, кто действительно ехал по Ладоге под обстрелами врага, было не до шуток...

К открытию музея отреставрировали подлинный блокадный автобус. До войны такие ходили в Ленинграде. Когда в начале 1942 года поступил приказ Ленинградского обкома партии дать сто автобусов на Дорогу жизни, смогли найти только сорок - остальные были в действующей армии... Проходимость у автобусов на снежной дороге была довольно слабой, поэтому их выпускали на ледовую трассу только в ясную погоду, когда не было метелей... Колонну обязательно сопровождала полуторка «ГАЗ-АА», в кузове которой стоял счетверенный пулемет «Максим».

Внутри автобуса отопления не было: он защищал только от ветра, снега и дождя. Но, по блокадным меркам, и то слава богу, поскольку многих перевозили через Ладогу просто в открытом кузове грузовика, на леденящем ветру, в сильнейшие морозы...

В осиновецкий музей блокадный автобус поступил в 1976 году - до этого он использовался на одном из транспортных предприятий Ленинграда. Поначалу даже существовала традиция: на День Победы он выезжал за пределы музея и доставлял школьников из Ваганова к Ладожскому кургану славы в Осиновце. Потом опять занимал свое место на вечной стоянке под открытым небом, ветшал. Детское любопытство, да и взрослый вандализм привели его в плачевное состояние.

- Когда я пришел работать в этот музей пятнадцать лет назад, уже тогда автобус был такой ветхий, что пришлось его поставить в павильон до лучших времен. Весь ржавый, стекла разбиты, бок обгоревший, - говорит заведующий музеем «Дорога жизни» Александр Войцеховский.

Реставраторы рассказали, что в автобусе осталось много подлинного - бампер, двигатель, мосты, рамы, рессоры, почти весь кузов (заменили только несколько металлических листов). Сохраняли максимум родного, но пол и обшивку сидений пришлось делать заново.

- Двигатель в рабочем состоянии: машина своим ходом заехала в ангар, - поясняет Войцеховский. - Правда, сегодня проблема с бензином: нужна марка А66, а теперь такого не найти. Если заливать нынешний бензин даже самых «низких» марок, - двигатель перегревается при работе...

После торжественных речей, разрезания красной ленточки и, конечно же, легендарной песни «Ладога» распахнула свои двери новая музейная экспозиция в главном здании. Том самом, похожем на глыбу льда. Теперь там в полтора раза больше экспонатов, чем было в прежнем музее. Дополнили экспозицию научные материалы фотофонда Военно-морского музея и Центрального военно-морского архива из Гатчины. Появился даже голографический театр: можно увидеть сценку, как жители Ленинграда слушают по радио объявление о прорыве блокады.

Как подчеркнул директор ЦВММ Руслан Нехай, реконструкция осиновецкого филиала завершена, но работы отнюдь не закончены. Во-первых, возле музея появится памятник, посвященный всем героям Дороги жизни. Пока там только закладной камень, а модель можно увидеть в музее. Над скульптурой работают в студии военных художников имени Грекова. Во-вторых, летом этого года наконец-то должны поднять со дна Ладоги немецкий десантный паром-плашкоут «Зибель», потопленный нашим «Малым охотником» летом 1942 года во время боя за остров Сухо. Площадка в музее для «Зибеля» уже давно готова.

Найдется место и для памятной часовни, договоренность о которой уже есть с епархией. И, наконец, напротив музея появится «полевой лагерь». Как только Министерство обороны решит вопрос с землей, сюда прибудет инженерно-саперный батальон и возведет ходы сообщения, землянки, наблюдательные пункты, укрепления, которые действительно были здесь во время войны.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 015 (5877) от 27.01.2017.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Не спеша по скоростной. Как проходит строительство платной трассы из Петербурга в Москву?
23 Мая 2018

Не спеша по скоростной. Как проходит строительство платной трассы из Петербурга в Москву?

На подходе к Петербургу магистраль далека от готовности, и дорожникам придется очень постараться, чтобы открыть движение хотя бы к концу нынешнего года. К задержке могли привести как уточнения проекта...

Прощайте, Даниил Александрович
06 Июля 2017

Прощайте, Даниил Александрович

В ночь на 5 июля в Петербурге на 99-м году жизни скончался писатель Даниил Гранин.

Юность, красота и успех
06 Июля 2017

Юность, красота и успех

Интервью с Алёной Корневой, чья исследовательская работа «Я знал и труд, и вдохновение…» прочно укрепилась в пятёрке самых читаемых материалов на сайте

Спектральный анализ по сходной цене
15 Июня 2017

Спектральный анализ по сходной цене

В советском уголовном праве было понятие «исключительный цинизм». Оно представляло собой квалифицирующий признак, усугубляющий вину. В УК Украины и Белоруссии оно осталось, из УК РФ — исчезло.

Муринский прокол
15 Июня 2017

Муринский прокол

Второй въезд в Мурино из Петербурга построят к осени

Уйти достойно
31 Мая 2017

Уйти достойно

Хотя в России упрощен доступ к обезболивающим препаратам, это не облегчает страдания пациентов

Экологическая «прививка»
29 Мая 2017

Экологическая «прививка»

В Петербурге завершился VIII Невский международный экологический конгресс, организаторами которого выступили Межпарламентская ассамблея (МПА) стран - участниц СНГ и Минприроды РФ.

Уберут ли Uber?
23 Мая 2017

Уберут ли Uber?

На сегодня сервис заказа такси Uber работает почти в 400 городах и 68 странах мира. На него с удовольствием переходят потребители...

Метро на вырост
18 Мая 2017

Метро на вырост

Конечная станция Ф-2 - второй очереди Фрунзенского радиуса - в 70-процентной степени готовности.

Ладожский клин
12 Мая 2017

Ладожский клин

Одно из мероприятий в преддверии празднования 90-летия Ленобласти получится грустным. Тональность международной конференции по Ладоге, которая открылась сегодня в Москве и собрала многих видных учены...

Детство кончилось
10 Мая 2017

Детство кончилось

Парадоксально, но затормозить развитие некоторых детей можно, впихнув их в группу сверхраннего развития.

Военные архивы
03 Мая 2017

Военные архивы

Где хранятся документы о военных и участниках Великой Отечественной войны