Главная городская газета

По кровле пошел луноход

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Общество

Василеостровская эпопея, или строительство идет со скрипом

Смольный озвучил ряд замечаний в адрес компаний, осваивающих намыв на западе Васильевского острова. С момента начала стройки городские власти регулярно выражают недовольство процессом. Читать полностью

Автомагистраль в интересах животного мира

Что такое экодук и как он связан с миграцией лосей? Читать полностью

В Петербурге и Ленобласти оценили экологическое состояние водоемов

Специалисты проанализировали водостоки за первый квартал текущего года. Подробнее о результатах исследования - в нашем эксклюзивном материале. Читать полностью

Черное море осталось без круизов

В навигацию 2018 года морской пассажирский порт Сочи, скорее всего, не примет ни одного круизного лайнера. Причину сложившейся ситуации выясняли «СПб ведомости». Читать полностью

Как меняется отопление в котельных на Саперной

Саперная улица находится в Пушкине. Несколько дней назад она стала центром важных показательных событий, характеризующих тепловую инфраструктуру города. Подробности – в нашем материале. Читать полностью

Сел и поехал. Петербург как «Умный город»

В Северной столице прошел «круглый стол», посвященный требованиям к территориям будущего «Умного города». Как выяснилось, от красивых теорий до реальной практики - огромная дистанция. Читать полностью
По кровле пошел луноход | Уже по фотографии видно, на какую высоту пришлось поднимать робота, чтобы с его помощью разобрать завалы на крыше 3-го энергоблока. Сентябрь 1986 г. ФОТО С. А. ВЛАДЫКИНА

Уже по фотографии видно, на какую высоту пришлось поднимать робота, чтобы с его помощью разобрать завалы на крыше 3-го энергоблока. Сентябрь 1986 г. ФОТО С. А. ВЛАДЫКИНА

Мало кто знает, что луноходы, созданные для сугубо космических целей, пригодились на Земле, причем, увы, в чрезвычайных обстоятельствах – при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Именно тогда специалисты ВНИИТрансмаш, расположенного в поселке Горелово Красносельского района, используя опыт создания шасси для луноходов, в кратчайшие сроки разработали специализированных транспортных роботов (СТР-1). О том, как это происходило, рассказал непосредственный участник тех событий доктор технических наук Михаил МАЛЕНКОВ, в 1986 году – начальник лаборатории ВНИИТрансмаш.

– Для нашего института «день икс» настал в воскресенье 18 мая 1986 года. Главного конструктора самоходного шасси Лунохода-1 Александра Кемурджиана и первого заместителя директора Эдуарда Потемкина срочно вызвали в Москву. Оттуда – на военный аэродром в Чкаловске, затем самолетом в составе большой группы специалистов, военных и чиновников высокого ранга – в Чернигов. Там всех рассадили по вертолетам. Перелет закончился на ровной грунтовой площадке, приспособленной под аэродром. Это и был Чернобыль...

К чему такая срочность? На 19 мая в Чернобыле было назначено совещание руководителей военно-промышленного комплекса, гражданской обороны, химических и инженерных войск. Главный вопрос: что можно сделать для скорейшей ликвидации последствий аварии с помощью техники?

Вот тут-то и прозвучали адресованные Кемурджиану слова: «У вас ведь есть луноход, который управляется дистанционно. Поставьте его на кровлю 3-го энергоблока, пусть разгребает без участия человека то, что навалило взрывом с соседнего 4-го». Кемурджиан возражал: «Это невозможно, луноход спроектирован для работы на Луне при силе тяжести в шесть раз меньшей, чем на Земле. У его тяговых электродвигателей не хватит мощности для уверенного движения в завалах!». «Ну что же, если луноход не годится, сделайте новую машину!» – последовала команда.

Прежде чем приступать к проектированию, нужно было понимать, какова конструкция и несущая способность кровель. Пришлось сделать несколько кругов над разрушенным четвертым блоком с большим красным пятном на месте реактора, которое напомнило Кемурджиану жерло вулкана. Впрочем, разглядеть, а тем более запомнить какие-то детали было практически невозможно. «Польза от этого полета была небольшая, но зато мы хорошо пооблучались», – вспоминал Кемурджиан, который в любых обстоятельствах не терял чувство юмора.

Тем не менее определили: нужны легкие, весом не более тонны, транспортные роботы для расчистки завалов и дезактивации кровель. Аббревиатура СТР впоследствии дала название и всему робототехническому комплексу. Руководителем объединенной бригады, создававшей этот комплекс, назначили Павла Сологуба, он же возглавил в августе 1986 года первую, также объединенную бригаду эксплуатации комплекса СТР-1 на кровлях ЧАЭС.

Все приходилось делать на ходу – готовой отечественной робототехники не было. Задел был – его накопили в процессе создания и эксплуатации самоходного шасси луноходов, многочисленных ходовых макетов планетоходов с дистанционным и программным управлением движения. Не случайно в Чернобыле наши роботы зачастую называли луноходами.

Первоначально штаб по ликвидации последствий аварии пытался использовать импортную технику – двух немецких роботов. Однако электронная система одного из них, управляемого дистанционно, не выдержала, и однажды ночью он «сошел с ума»: начал движение без команды, заехал в груду строительной арматуры и обломков бетона, порвал себе гусеницы, застрял и создал массу проблем: встал на пути, по которому бегали солдаты, сбрасывавшие продукты взрыва в 4-й реактор вручную, лопатами. На станции их звали «биороботами», недобрым словом поминая тех руководителей, кто еще в самом начале ликвидации последствий аварии пообещал, что на кровлях не будет людей, все сделают машины...

«Спятивший» робот эвакуировали в могильник только во второй половине сентября 1986 года. Военнослужащие, участвовавшие в этой операции, получили приличные дозы радиации. Что же касается второго немецкого робота, управлявшегося с помощью кабеля, то в июне его подняли на кровлю, но реальной пользы он не принес: количество материалов, которое можно было взять его механической рукой, оказалось ничтожно, не соответствовало объемам работ... Его доработали, закрепили на конечном звене манипулятора совковую лопату и в сентябре, уже во время работы нашей, второй, бригады эксплуатации СТР-1, вновь подняли на кровлю. Однако в тот же день кабель был порван, оператор, видимо, потерял его из вида при маневрировании...

Нам всем было понятно: сделать буквально за месяц-полтора новый комплекс специально под условия

ЧАЭС возможно, только если все процессы – проектирования, комплектации, изготовления и отработки – будут идти параллельно. Так, ленинградский Пролетарский завод начал работу, связанную с необходимостью освоения им новых технологий, еще не имея даже полного комплекта наших чертежей.

Был конец рабочего дня, но генеральный директор Пашкевич собрал в своем кабинете руководителей всех служб – конструкторов, технологов, начальников цехов. Совместная работа началась в тот же день и продолжалась весь июнь с перерывами на сон. Использовались только отечественные компоненты. Любые вопросы решались мгновенно. И завод поставил первый образец шасси уже 15 июля. Думаю, что это был последний триумф планово-командной системы, ведь совсем скоро наступили сугубо рыночные времена...

В Чернобыль первая объединенная бригада эксплуатации комплекса СТР-1 прибыла вместе с техникой 8 августа, а уже 20 августа комплекс СТР-1 (он включал в себя двух роботов) развернули в зоне радиоактивного загрязнения. Проблему вождения роботов решили с помощью стационарных камер: устанавливали и мы сами, и «штабисты». Причем каждый раз вызывались добровольцы, потому что работа была очень опасная, если учитывать время нахождения в опасной зоне.

Не менее 12 раз приходилось забирать роботов с кровли и возвращать их обратно. Это было очень сложной задачей. Сначала использовали немецкий кран на гусеничном ходу, но вылета стрелы не хватало, тогда специалисты московского НИКИМТа ее удлинили. Кран управлялся дистанционно, был тоже своего рода роботом. Однако из-за отказа одного из его датчиков стрелу согнули. После этого роботов стали доставлять на кровлю вертолетами, однако чтобы прикрепить их к вертолетам, а потом принимать на крыше, нужны были люди. В начале нашей вахты эти работы выполняли специально подготовленные гражданские добровольцы или военные.

После того как в начале октября случилась авария с одним из вертолетов (он зацепился винтами за трос подъемной лебедки подъемного крана, рухнул, пилоты погибли), их полеты над станцией были категорически запрещены. Поднимать роботов на кровлю стали опять с помощью крана. Всего же СТР-1 проработал до ноября 1986 года...

В 1987 году оба наших робота были переданы чернобыльскому спецпредприятию «Комплекс» ПО «Комбинат» и использовались в демонстрационных целях. Впоследствии их модернизированные образцы были поставлены в НПО «Прогресс», а также в инженерно-технический и учебный центр робототехники Росатома, где эксплуатируются и в настоящее время.

КСТАТИ

Помимо луноходов в 1986 году ВНИИТрансмаш поставил в Чернобыль и обеспечил эксплуатацию еще одного, но уже тяжелого, роботизированного комплекса «Клин-1», созданного на базе бронетанковой техники и участвовавшего в аварийно-восстановительных работах на территории станции и 30-километровой зоны.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook