Платить стало легче, взимать - сложнее

Минстрой РФ распространил письмо за подписью заместителя директора департамента жилищно-коммунального хозяйства А. В. Таманцева, в котором разъяснено, как именно следует определять количество постоянно или временно проживающих, которое принимается во внимание при расчете стоимости коммунальных услуг в квартирах, где нет счетчиков.

Платить стало легче, взимать - сложнее | Иллюстрация Elena-Fragoso/shutterstock.com

Иллюстрация Elena-Fragoso/shutterstock.com

В правилах предоставления коммунальных услуг (постановление правительства РФ № 354) упоминаются именно «проживающие», а не «зарегистрированные» и тем более не «прописанные». Чтобы выставить счет за горячую и холодную воду, за газ и электроэнергию на квартиру, не оборудованную соответствующими узлами учета, нужно норматив умножить на количество проживающих. В течение нескольких лет федеральные власти не могли объяснить управляющим компаниям, как же законно сосчитать этих «проживающих», чтобы впоследствии не напороться на судебное разбирательство или на жалобу в прокуратуру. Минстрой думал. И придумал.

Предписано считать постоянно проживающими тех граждан, которые постоянно зарегистрированы в соответствующем жилом помещении «по месту жительства». Это именно тот статус, который в недалеком прошлом именовался пропиской.

Временно проживающими, как сказано в письме, являются граждане, зарегистрированные в указанном жилом помещении «по месту пребывания». Причем если некто «временно пребывает» на жилплощади по разрешению ее собственника либо постоянно проживающего, то одним из документов, подтверждающих регистрацию «по месту пребывания», может быть заявление от того, кто разрешил «пребывать».

Однако в письме Таманцева указывается, что помимо зарегистрированных по месту пребывания необходимо также учитывать тех, кто живет вовсе без всякой регистрации. Численность таких жильцов исполнитель коммунальных услуг (так официально именуется управляющая компания) может установить, составив соответствующий акт.

Однако сам по себе такой акт не может являться основанием для расчета платы за коммунальные услуги на обнаруженное количество поселенцев. Управляющей компании придется сделать еще немало шагов.

В течение трех дней с момента составления акт должен быть направлен в органы внутренних дел и в органы, ведущие надзор в сфере миграции. Получив этот документ, эти самые органы обязаны провести проверку квартиры, о которой идет речь. (Вернее, в письме не сказано, что обязаны, а просто - «проводят проверку».) По результатам такой проверки (разумеется, если подтвердился факт проживания незарегистрированных граждан) сотрудники уполномоченных органов составляют протокол об административном правонарушении.

Именно такой протокол и является основанием для определения количества временных жильцов, с которых надлежит взимать плату за воду, канализацию, газ и электроэнергию. Акт управляющей компании без протокола об административном нарушении - ничто. Так написано в письме Госстроя.

Одновременно в письме Госстроя написано, что не должно служить основанием для определения размера платежа. Законодательство не предусматривает взимание платы за жилье и коммунальные услуги с граждан, которые не живут в квартире, а лишь имеют на это право.

Госстрой еще раз подчеркивает несколько основных постулатов, определяющих коммунальные платежи.

Во-первых, размер платы за содержание жилого помещения, за отопление и за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, рассчитывается исходя из площади помещения. Количество проживающих здесь не играет никакой роли.

Во-вторых, при отсутствии приборов учета размер платы за горячее и холодное водоснабжение, электроснабжение, газ определяется исходя из нормативов потребления этих услуг и количества постоянно и временно проживающих граждан. (При наличии приборов учета, соответственно, исходя из их показаний.)

В-третьих, если в жилом помещении не зарегистрирован ни один гражданин (ни «по месту жительства», ни «по месту пребывания»), и при этом отсутствуют протоколы уполномоченных органов об административных правонарушениях, и если в этом помещении нет счетчиков, то взимать плату за коммунальные услуги неправомерно. Речь, разумеется идет только об услугах, объем которых определяется либо по счетчику, либо по нормативу.

Стоит добавить, что до этих разъяснений Минстроя в Петербурге надеялись, что можно будет взимать плату за коммунальные услуги с «пустующих» квартир (в которых нет ни одного зарегистрированного) исходя из количества собственников. Но, увы. Министерство подтвердило лишь то, что такие квартиры должны вносить только платежи, рассчитываемые исходя из количества квадратных метров.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 227 (5844) от 05.12.2016.


Комментарии