Письмо самому себе

Художник написал картину, выгодно продал ее, остался собой очень доволен... А потом узнал, что продукт его труда зажил собственной жизнью - его тиражируют, используют в рекламе, выкладывают на интернет-сайтах. И кто-то зарабатывает при этом хорошие деньги - гораздо большие, чем те, за которые была продана картина. Художник начинает, что называется, качать права, а ему резонно заявляют: «Простите, а вы вообще-то кто такой?». И он понимает, что авторство свое он уже никак не докажет. Можно ли подобную ситуацию предотвратить? О том, как реально защитить свои авторские права, обозреватель нашей газеты поговорил с генеральным директором креативного агентства «Форвард» Дмитрием ЕРОШКИНЫМ.

Письмо самому себе  | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

- Думаю, Дмитрий Владимирович, не очень ошибусь, если скажу, что творческие люди обычно не очень сильны в правовых вопросах.

- Да уж, как правило, совсем не сильны. Сплошь и рядом они живут в мире своих образов и фантазий, еще порой и гордятся тем, что они «не от мира сего». Художники - и не только молодые, неопытные, но даже и маститые, выставляющиеся в крупнейших музеях, - почти поголовно убеждены, что если они продали свою картину, то потеряли с ней связь навсегда. Вещь, дескать, хранится в частной коллекции, и что с ней происходит, мне неинтересно.

Между тем надо знать хотя бы элементарные вещи. Если вы продали кому-то продукт своего интеллектуального труда, то вы потеряли лишь материальный носитель, а авторство осталось за вами. Оно, выражаясь юридическим языком, неотчуждаемо и, в соответствии с нашим Гражданским кодексом, действует в течение всей жизни автора и еще 70 лет после его смерти.

- Получается, что и тот, кто приобрел авторское произведение искусства, как-то не полностью им владеет...

- Разумеется. Он не имеет права без согласия автора это произведение выставлять, тиражировать или использовать в каких-то иных коммерческих целях. А если решит эту вещь перепродать, то прибылью должен поделиться с автором. Само собой, и новый покупатель берет на себя все те же обязанности.

Бывает, что покупатели и сами юридически малограмотны, этих тонкостей не знают и могут нарваться на иск за незаконное использование чужой интеллектуальной собственности. Но нередко авторов сознательно «кидают», чтобы безвозмездно пользоваться результатами их труда.

- А каким образом автор может реально отследить дальнейшую судьбу своего произведения? Художник продал сто картин, они разъехались по всему миру. Где-то, возможно, выставляются, где-то перепродаются. На каких условиях, по какой цене - неизвестно. С кем судиться, от кого и какие суммы требовать?

- Никакой системы информирования авторов, конечно, не существует. Вот поэтому рынок произведений искусства - самый непрозрачный, наравне с наркотиками и оружием. Реально можно говорить лишь о тех случаях, когда о несанкционированном использовании своего труда автор узнает случайно либо его произведение «светится» на каких-то сайтах или аукционах.

- Но даже в этих случаях, для того чтобы обратиться в суд, надо свое авторство как-то доказать!

- Совершенно верно. И здесь могут возникнуть серьезные проблемы. Способы фиксации авторского права на произведения искусства законом никак не регламентируются. Это дело сторон договора купли-продажи. И вот тут-то в случае судебного разбирательства и вылезут «подводные камни». Подлинность подписи на картине можно оспорить, да можно эту подпись исказить или просто уничтожить. Договор купли-продажи можно составить так, чтобы автор потом ничего не смог доказать. Потребуются длительные тяжбы, дорогостоящие экспертизы...

Таким образом, если человек изначально настроен защищать свои права, чтобы получать положенные ему по закону деньги, он должен позаботиться об этом еще на стадии заключении договора.

- Подозреваю, что наш находчивый народ уже придумал какие-то способы «подстелить соломку»...

- Эти способы на самом деле не так уж и сложны. Картину надо сфотографировать, а потом идентичность фотографии и оригинала заверить нотариально.

- Идентичность - еще не доказательство авторства!

- А к этому надо еще прибавить серию фотографий, последовательно отражающих процесс создания картины. Все это необходимо запечатать в конверт и отправить самому себе по почте. Дата на почтовом штемпеле будет неопровержимо доказывать, что адресат письма владел этой картиной раньше всех. Разумеется, конверт может быть вскрыт только в зале судебного заседания.

- Неужели в ХХI веке нельзя придумать чего-нибудь поумнее?!

- Допускаю, что возможна какая-нибудь несмываемая индивидуальная метка. Она, кстати, могла бы помочь и в защите произведения искусства от подделок. Конечно, основная проблема здесь не техническая (необходимые вещества в арсенале современной химии наверняка есть), а юридическая. Процесс должен быть регламентирован и узаконен, причем на международном уровне. Но в этом направлении пока, по-моему, мысль законодателей не движется.

#авторские права #суд #аргументы

Комментарии