Пирожок из кузова

Довелось мне недавно беседовать с одним бизнесменом, производителем кондитерских изделий. Дело у него идет неплохо, продукция пользуется спросом, и решил он увеличить число покупателей – начать торговать с машин. Пошел получать разрешение и выяснил, что получить его... невозможно. «Поверь, – заявил он мне, пройдя по полному кругу инстанций, – вся подобная торговля, которую ты видишь вокруг, происходит незаконно». Признаюсь, верилось в это с трудом. Пришлось немного изучить вопрос. То, что удалось узнать, повергло в изумление.

Пирожок из кузова | Похоже, этот «нестационарный торговый объект» давно уже стал стационарным.<br>ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Похоже, этот «нестационарный торговый объект» давно уже стал стационарным.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Еще три года назад разрешение на торговлю с машин производителям мясной, молочной и хлебобулочной продукции получить было сравнительно несложно. Заявления предпринимателей рассматривал комитет по экономическому развитию, промышленной политике и торговле (КЭРППиТ). Оценивалось в основном месторасположение запрашиваемого участка – чтобы соблюдались определенные расстояния от станций метро и остановок общественного транспорта. При этом производителям места предоставлялись бесплатно.

Ситуация изменилась в 2013 году, когда наша Дума скорректировала федеральный закон # 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Отныне процедура получения разрешения на такую торговлю резко усложнилась и стала, по сути, двухступенчатой.

Подаваемые предпринимателями заявления с адресами возможного расположения машин сначала аккумулируются в районных органах власти. Те добавляют к полученному перечню еще какие-то адреса, и все это становится материалом для разработки схемы размещения нестационарных торговых объектов. Разрабатывается она совместно несколькими структурами – комитетами по благоустройству, энергетике, градостроительства и архитектуры городского правительства, КГИОП, ГИБДД. Затем ее утверждает комитет по развитию предпринимательства, после чего она выкладывается в Интернет для всеобщего обозрения. Теперь на указанные в ней места могут претендовать уже все – как те, кто поработал на «первичный материал», так и другие люди. Понятное дело, что при таком подходе совершенно не обязательно облюбованное место достанется тому, кто подал на него заявку (возможность коррупционного фактора видна невооруженным взглядом).

Увы, как часто у нас бывает, законодательный процесс в разных (даже смежных) сферах жизни проходит несогласованно. Вышеуказанная схема не могла быть реализована до тех пор, пока соответствующие изменения не были внесены в Земельный кодекс. Этих изменений пришлось ждать два года. И все это время – оцените ситуацию, читатель! – практически вся торговля с машин в городе велась незаконно. Исключение составляли лишь те предприниматели, кому городские власти в лице комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка фактически пролонгировали действие разрешительных писем, полученных ими еще при прежнем порядке.

Тут уже коррупционный фактор был, что называется, в полный рост, но почему-то «наверху» это никого особо не обеспокоило. Между тем размер упущенного государством (и, следовательно, осевшего в чьих-то карманах) дохода впечатляет. Арендная плата с одного машино-места – от 10 до 70 тысяч рублей в месяц. Таких машин по городу, как считают эксперты, минимум тысяча. В месяц – десятки миллионов, а за два года...

Изменения, внесенные в Земельный кодекс, вступили в силу 1 марта нынешнего года. А 25 марта наш ЗакС принял городской закон «О размещении нестационарных торговых объектов». Он предусматривает два варианта получения разрешения на такую торговлю. Для производителей пищевой продукции – как и раньше, заявительный порядок, за чисто символическую плату. Для всех остальных – через аукцион и уже за весьма приличные деньги.

Закон вступил в силу в апреле. Но, чтобы он реально заработал, понадобилось еще два распоряжения комитета имущественных отношений (КИО). И вот наконец настало 13 июля – день, когда те самые производители могли подать заявление на право торговать с машины. Об этой дате нигде не объявлялось, и потому знали о ней далеко не все – лишь те, кто имел ушлых юристов, постоянно мониторящих ситуацию, либо знакомые чиновников, вовремя сливших нужную информацию. Тем не менее на Стачек, 18, у порога управления по работе с заявителями КИО с раннего утра собралась внушительная толпа. За место в очереди разгорелись нешуточные споры, дело едва не дошло до драки. Неудивительно – ведь претендовать можно было лишь на 150 мест. Почти все они в итоге достались нескольким фирмам.

Еще около 30 мест впоследствии было разыграно на аукционах. Не все оказалось гладко и здесь. Нашлись, к примеру, люди, которые просто подкупали своих конкурентов, настоятельно советуя им отозвать свои заявки...

Итак, сегодня в городе «по закону» торгуют всего около 180 машин. Есть еще небольшое количество (около 5% общей численности) тех, которые располагаются на чьей-то частной земле по договору с ее хозяином. Остальные...

– Посмотрите вокруг себя, – рассуждает исполнительный директор Союза малых предприятий Санкт-Петербурга Владимир Меньшиков. – Машины, с которых ведется торговля, стоят практически у каждой станции метро, причем, как правило, ближе положенных 50 метров. Это стопроцентное нарушение, не надо даже требовать документы.

– И ничего не боятся! – изумляюсь я. – А если подойдет полиция, попросит показать разрешение на торговлю в этом месте?

– Такого разрешения, понятное дело, не будет. Полиция составит протокол об административном правонарушении. Машину заставят уехать. Но потом она спокойно вернется. Ее хозяин заплатит штраф либо за нарушение правил парковки, либо за торговлю в неустановленном месте – причем, скорее всего, как физическое лицо, то есть 5 – 7 тысяч рублей. Юрлицу это обошлось бы в 10 раз дороже, но доказать, что хозяином машины является юрлицо, почему-то почти никогда не удается. Между тем дело не только в коррупции. Незаконная торговля мешает нормально развиваться легальному бизнесу. Машину можно поставить прямо у дверей чьего-то магазина и «убить» его низкими ценами. Ведь хозяин магазина платит аренду и налоги, а автолавка работает по-черному. Ну и, наконец, этот хаос просто портит вид города. Для чего тогда разрабатывали схемы размещения? Чтобы тут же на них плевать?!

С нового года, однако, пиратскому бизнесу, по идее, кислород должны потихоньку перекрывать. Вся процедура получения разрешений на торговлю с машин будут проводиться с использованием электронных площадок. Ситуация станет предельно прозрачной – кто и на какой адрес получил разрешение, можно будет узнать в считанные секунды. Одно маленькое но – сначала надо будет выдавить с улиц нелегалов. А это задача чрезвычайно сложная – слишком многих эти нелегалы кормят. И очень неплохо кормят.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 240 (5611) от 22.12.2015.


Комментарии