Петербург и вопросы транспортной безопасности
Общественная палата Северной столицы озаботилась проблемой безопасности на транспорте и провела на эту тему «круглый стол».
Фото: Skitterphoto/Pixabay
На встречу пригласили представителей Следственного управления на транспорте СК РФ, чиновников городской администрации, а также ответственных за безопасность железнодорожников, авиаторов и водников. Проанализировав статистику и обстоятельства происшествий прошлого года, они вместе попытались понять, какие решения местной власти могут сделать систему безопасности более надежной, а жизнь горожан и гостей Северной столицы - защищенной.
Большая часть нарушений на транспорте связана с красивой петербургской темой - прогулками и отдыхом на воде. За навигацию прошлого года сотрудниками Следственного управления было проведено 353 проверки в сфере водного транспорта. В результате возбуждено 127 уголовных дел по ст. 238 УК РФ («оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»), 45 дел возбуждено по факту нарушения правил перевозки пассажиров, 32 - за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии. Судами уже вынесено 20 обвинительных приговоров.
Например, осуждена по ч. 1 ст. 238 УК РФ генеральный директор ООО «Сервис плюс» в связи с многочисленными нарушениями санитарных, противопожарных норм и требований техники безопасности при эксплуатации плавучего ресторана «До зари». Подсудимой назначен крупный штраф, эксплуатация объекта запрещена.
Также пресечена незаконная деятельность двух дебаркадеров «Театро» и «Короленко», на которых были оборудованы гостиницы. В ходе проверки инспекторы обнаружили в «номерах» незакрепленные металлические печи, стоящие вплотную к деревянным стенкам, несертифицированные газовое оборудование и электропроводку, леерное ограждение по периметру дебаркадера вовсе отсутствовало. В общем, не гостиница, а ловушка. Против руководства также возбуждены уголовные дела.
- По нашим данным, похожих дебаркадеров - плавучих гостиниц и ресторанов - по городу не менее одиннадцати, - отметил и. о. руководителя Северо-Западного следственного управления на транспорте СК РФ Виктор Белостоцкий.
Толчея на реках и каналах стала опасной. По мнению общественников, движение прогулочных судов по водным артериям северной столицы нуждается в срочном регулировании, а выход в Неву по ночам им нужно вовсе запретить.
В прошлом году 63 ребенка в Петербурге погибли от различных травм и несчастных случаев. Почти четверть трагедий относится к транспортному травматизму.
Девочка разбилась, когда делала селфи на железнодорожном мосту. Двое подростков залезли на путепровод над железной дорогой, один упал с семиметровой высоты и получил тяжелейшие травмы. Школьница на велосипеде выехала под закрытый железнодорожный шлагбаум и погибла. Другая сделала то же - искалечена...
На переходе через пути в створе Туристской улицы за один только прошлый год под колесами поездов погибли семь человек, а всего с 2013-го зафиксировано 13 несчастных случаев. Ежедневно через железную дорогу в этом месте переходят около 11 - 12 тысяч человек. Сейчас, после открытия станции метро «Беговая», людей здесь станет еще больше. Электронную петицию властям с требованием сделать «смертельный переход» безопасным на портале change.org подписали 268 тысяч человек!
Все трагедии произошли в результате пренебрежения правилами личной безопасности, уверены железнодорожники. Ведь те, кто попадает под электрички, как правило, идут в наушниках, капюшонах и не смотрят по сторонам либо надеются успеть проскочить перед приближающимся поездом. Световая и звуковая сигнализация на этом переходе была и прежде, но, когда трагедии пошли серией, количество знаков безопасности увеличили. А в январе 2018-го здесь сделали еще и напольную световую сигнализацию (как раз для тех, кто в наушниках и капюшонах). Нынче несчастий на этом переходе, слава богу, не было, но люди ждут от организаторов движения кардинального решения - сооружения удобного подземного перехода или автоматических заграждений.
Руководству Октябрьской железной дороги рекомендовали провести мониторинг наиболее опасных пешеходных переходов, чтобы впредь работать на опережение. Там отвечают: и мониторинг ведется, и переходами занимаемся - с 2010 года уже 33 из них оборудованы световой и звуковой сигнализацией. А несчастья с людьми происходят чаще при несанкционированном пересечении рельсов, нередко - неподалеку от обустроенного перехода...
Что же делать? Представители ОЖД выдвигают разные идеи, в том числе - кардинально повысить штрафы для нарушителей. Например, со 100 рублей до 100 тысяч. Решительно штрафовать и по телевидению рассказывать - может, тогда другие под поезд не полезут. Взять тот же трейн-серфинг, или, по-русски, зацепинг. Пока штраф был маленький (100 - 500 руб.), одних и тех же зацеперов-рецидивистов задерживали по пять - десять раз. Но вот в прошлом году изменился закон, и теперь действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств (ст 267.1), наказываются штрафом от 150 тыс. до 300 тыс. рублей либо лишением свободы на срок до двух лет. А это уже, согласитесь, серьезно...
На Октябрьской железной дороге, со своей стороны, тоже ищут новые решения. Выпустили брошюру о правилах поведения детей на объектах транспорта, раздают их подросткам на вокзалах. Члены Общественной палаты предложили также размещать оперативную информацию о транспортном травматизме на городских сайтах с высокой посещаемостью.
Если забить в поисковике запрос «прогулки на вертолете», можно наткнуться на что-нибудь вроде: «Приглашаем в полет над Петербургом, но не в качестве пассажира, а за штурвалом». Борьба с такого рода услугами пока не слишком эффективна.
Состояние законности (или, скорее, беспорядка) в малой авиации лучше всего иллюстрируют недавние уголовные дела. Например, в отношении учредителя фирмы и пилота Ан-2, которые без сертификата летной годности и на явно неисправном самолете катали парашютистов-любителей в Ленинградской области. Опасная услуга оказывалась более 60 раз с риском для жизни в общей сложности 1,1 тыс. человек.
Или - приговор по резонансному уголовному делу в отношении генерального директора учебного центра, напродававшего липовых удостоверений пилотов без какого-либо обучения и сдачи экзаменов на 5 миллионов рублей и получившего в итоге за это пять лет заключения. Росавиацией аннулированы 163 незаконных свидетельства.
Контроль за авиацией общего назначения крайне затруднен, признают правоохранители, поскольку места базирования авиации общего назначения располагаются в основном на земле территориальной полиции, а не на территории обслуживания специализированной транспортной полиции. А участковому инспектору до самолетов, как можно догадаться, и дела нет. Проблема требует срочного разрешения, причем в юридической плоскости.
Как и защита важных транспортных объектов от беспилотников, посредством которых наши граждане делают красивые фото и снимают видео. Закрывая при помощи современных средств радиоподавления воздушное пространство на подступах к «Морскому фасаду», владельцы гавани рискуют ввязаться в нудный и долгий судебный спор с хозяевами гаджета о возмещении ущерба. Для того чтобы определить права и ответственность сторон в подобном споре, опять-таки недостает нормативной базы. А значит, пока приходится больше апеллировать к здравому смыслу и сознательности горожан, нежели к закону.
Впрочем, до конца чемпионата мира по футболу-2018 за побережьем Петербурга будут «присматривать» корабли Балтийского флота. Им отсутствие нормативной базы наверняка не помешает.
Материал был опубликован в газете под №103 (6212) от 13.06.2018 под заголовком «Прогулки без риска»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 103 (6212) от 13.06.2018.
Комментарии