Петербург атакуют новомодные виды транспорта

Гироскутеры, сегвеи, самокаты, моноколеса... Все эти гаджеты на колесах, маневрируя между пешеходами, передвигающимися по старинке на своих двоих, обгоняют неповоротливую законодательную систему, которая на сегодняшний день их никак не идентифицирует, провоцируя возможные правовые накладки и недоразумения.

Петербург атакуют новомодные виды транспорта | Фото: TAGS/Freeimages

Фото: TAGS/Freeimages

Автопарк шустрых

Если кто не знает, сегвей - это двухколесное средство, для управления которым используется руль, похожий на велосипедный. Двухколесный гироскутер (самобалансируемый скутер) и моноколесо и вовсе не имеют руля. Они, как правило, оснащены электрическим двигателем и специальными датчиками, которые автоматически поддерживают равновесие, а управление ими происходит «путем переноса массы тела».

Однако из всех существующих транспортных гаджетов самым удобным и функциональным считается самокат. Популярность самокатов пошла на взлет во время кризиса 2008 года, когда офисные служащие избрали их в качестве альтернативного средства передвижения между домом и работой.

Сегодня самокаты, ролики и гироскутеры идеально вписались в жизнь курьеров, рекламных агентов, персонала аэропортов, портов, промышленных складов, крупных торговых и логистических центров. Начинают внедрять в свою работу эти средства передвижения кинооператоры.

Представители петербургской туриндустрии активно эксплуатируют сегвеи. На этих мобильных устройствах уже второй год успешно работают сотрудники Городской туристско-информационной службы, основная миссия которых - помогать жителям и гостям северной столицы ориентироваться в ее историческом центре. Хитом этого сезона стали экскурсии на сегвеях. Они по сравнению с традиционными пешеходными экскурсиями позволяют туристам лучше рассмотреть достопримечательности, сэкономив время и силы на преодоление расстояний. Кроме того, сегодня вошло в моду устраивать на сегвеях корпоративы, дни рождения и романтические свидания.

Пенсионер на гаджете

Основные пользователи всех этих чудесных транспортных средств - молодежь, подростки и дети. Однако в последнее время к электрогаджетам на колесах стали присматриваться и представители старшего поколения.

«Я приобрел электросамокат для поездок на дачу и не жалею, - говорит пенсионер Эдуард Александрович. - Конечно, в солидном возрасте трудно переступить через собственную мнимую значимость и проехаться по улице на самокате. Что ни говори, а большинство окружающих смотрят на это, как на маразматическое чудачество. Но если включить самоиронию и отбросить комплексы, есть шанс получить удовольствие от этого изумительного транспортного средства. Я заметил, что если еду на самокате, то люди мне улыбаются чаще, чем когда я иду пешком».

«А я встал на самокатную деку, после того как мне вручили внука, в нагрузку к которому прилагался детский самокат, - признается петербуржец и дедушка Макар. - Угнаться за ребенком на колесиках я, естественно, не мог и, решив, что наши возможности по передвижению должны быть равными, приобрел чудо-транспорт и себе. Сначала стеснялся, а потом вошел во вкус. Теперь гоняем с внуком на пару, и у меня появилось много друзей среди дворовой малышни».

А не так давно петербуржцы наблюдали за тем, как в Московском районе на гироскутере передвигался странный гражданин, которого идентифицировали как бомжа. Благодаря модному транспорту он бойко переезжал от одного мусорного контейнера к другому, исследуя «чем бы поживиться».

Всадники без головы

А вот наши гости из южных регионов не жалуют этот современный вид транспорта. «Мне эта шайтан-арба даром не нужна, - пожимает плечами дорожный рабочий Ашот. - А асфальтовые улицы за целый день так надоедают, что не до покатушек. Да и опасное это развлечение. Можно и убиться».

В словах Ашота есть здравый смысл. Ведь даже владелец одной из крупнейших британских компаний по производству сегвеев Джими Хесельден, по иронии судьбы, погиб из-за своего детища: разбился на сегвее, упав с горы, где пытался кататься.

К слову, лично меня удивило, что значительная часть выложенных в Интернете в открытом доступе видеороликов, рекламирующих гироскутеры, транслируют сюжеты, как подростки с их помощью проделывают неимоверные трюки на крышах многоэтажных домов и в других опасных местах. Все это подается как нечто крутое без пометок «опасно для жизни - не повторять».

А ведь и на обычных городских улицах обладатели электрических средств передвижения могут попасть в неприятные ситуации. Возможности тех же гироскутеров позволяют разгоняться до 30 и более км/ч. Но уже при скорости 15 км/ч уверенность и безопасность становятся сомнительными.

Падения на скорости 10 - 20 км/ч достаточно, чтобы сломать руку или ногу, а в случае отсутствия защитного мотошлема - еще и получить черепно-мозговую травму. Да и столкновения на тротуаре колесных и безколесных участников пешеходного потока неизбежны, тем более что некоторые виды такого транспорта (например, скейтборд) не обладают функцией моментального торможения. Ситуация осложняется тем, что управляют этими гироскутерами, сегвеями и роликами в большинстве случаев дети, которые не всегда адекватно оценивают дорожную обстановку. «Почему-то, когда я еду, никто не реагирует на звонок», - удивляется тинейджер Макс.

«Гиро» вне закона

По словам сотрудников регионального управления ГИБДД, на все эти пока еще экзотические виды транспортных средств распространяются требования ПДД, предназначенные... для пешеходов. То есть, по Правилам дорожного движения, водители сегвеев, гироскутеров, моноколес, самокатов и роллеры являются пешеходами, а значит, обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним соответствующие требования. Они имеют право передвигаться по тротуарам, велополосам, а в случае их отсутствия - по обочинам дорог.

А вот на проезжую часть на этих транспортных гаджетах выезжать нельзя. Никаких прав на управление этими транспортными средствами получать не надо. При этом существующие правила не всегда адекватно корректируют действия обычных пешеходов и пешеходов на колесах. К примеру, в ПДД не прописана скорость, с которой могут двигаться пешеходы. А это очень важный момент, поскольку электротранспорт позволяет разгоняться до 25 - 30 км/ч.

На вопрос, будут ли в перспективе для этих видов транспорта разработаны отдельные правила дорожного движения, мои собеседники из ГИБДД уклончиво ответили, что «проекты и разработки законов они не обсуждают и информацией о подробностях, касающихся этой темы, не владеют».

В прошлом году шли разговоры о возможности приравнять современные виды электротранспорта к велосипедам. Предлагалось выделить гироскутеры и сегвеи в отдельную категорию транспортных средств. Однако к единому мнению ни депутаты, ни чиновники пока так и не пришли. 

Материал был опубликован в газете под № 097 (6206) от 1.06.2018 под заголовком «Пешеходы на колесах».

#транспорт #самокат #сегвеи

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 097 (6206) от 01.06.2018.


Комментарии