Главная городская газета

Перец жжот!

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Общество

Василеостровская эпопея, или строительство идет со скрипом

Смольный озвучил ряд замечаний в адрес компаний, осваивающих намыв на западе Васильевского острова. С момента начала стройки городские власти регулярно выражают недовольство процессом. Читать полностью

Автомагистраль в интересах животного мира

Что такое экодук и как он связан с миграцией лосей? Читать полностью

В Петербурге и Ленобласти оценили экологическое состояние водоемов

Специалисты проанализировали водостоки за первый квартал текущего года. Подробнее о результатах исследования - в нашем эксклюзивном материале. Читать полностью

Черное море осталось без круизов

В навигацию 2018 года морской пассажирский порт Сочи, скорее всего, не примет ни одного круизного лайнера. Причину сложившейся ситуации выясняли «СПб ведомости». Читать полностью

Как меняется отопление в котельных на Саперной

Саперная улица находится в Пушкине. Несколько дней назад она стала центром важных показательных событий, характеризующих тепловую инфраструктуру города. Подробности – в нашем материале. Читать полностью

Сел и поехал. Петербург как «Умный город»

В Северной столице прошел «круглый стол», посвященный требованиям к территориям будущего «Умного города». Как выяснилось, от красивых теорий до реальной практики - огромная дистанция. Читать полностью
Перец жжот! | РИСУНОК Виктора БОГОРАДА

РИСУНОК Виктора БОГОРАДА

В Древнем Риме за несколько горошин перца можно было купить раба. А в средневековой Германии купцов, разбавлявших молотый перец всякой бодягой, закапывали в землю заживо – вместе с товаром! И ничего удивительного в этом нет...

«Пряные» сезоны

На протяжении столетий европейцы демонстрировали искренние почет и уважение ко всякому продукту, именуемому «пряностью». Ведь произрастали пахучие травы, семена, плоды и корневища за тридевять земель. Отправляясь в поход за ними, мореплаватели покидали родной дом на многие месяцы, а то и на годы. Вот и Колумб отметился своим высказыванием в дневнике: «Я делаю все возможное, чтобы попасть туда, где мне удастся найти золото и пряности». А португальскому путешественнику Фернану Магальяйншу, более известному под именем Магеллана, такой вояж стоил жизни...

Пряности наряду с другими товарами способствовали развитию торговли между странами Востока и Европой. Настал момент, когда Португалия и Испания монополизировали мировую торговлю пряностями. И делиться с соседями по Европе новыми экзотическими видами, произраставшими только в Америке, не спешили. Ваниль, к примеру, впервые привезли в Испанию в 1510 году, а в Англии о ней узнали только в 1807-м.

Зато сама Англия оказалась «монополисткой» ямайского перца, который произрастал в ее колониях. И была таковой полтора века. Когда перчик попал в другие страны, там иначе как «английским» его уже не называли.

Когда голландцы вытеснили португальцев с Цейлона (сегодня Шри-Ланка) – а случилось это в 1656 году, – то ввели для местного населения коричный налог. Каждый мужчина, начиная с 12 лет, обязан был сдавать ежегодно 28 кило корицы. Квота росла, постепенно становясь просто неподъемной – 303 килограмма!

Голландцы отметились и совсем уж темным пятном в истории пряностей. Для поддержания на мировом рынке высоких цен на мускатный орех, гвоздику, корицу они уничтожали привезенные из дальних стран и складированные пряности. Исторические хроники повествуют: в один из летних дней 1760 года в Амстердаме было сожжено около 4 тысяч тонн мускатных орехов, гвоздики и корицы. Несколько дней над городом висело желтое облако, источавшее изысканный аромат чуть ли не на всю Голландию.

В Россию, в европейскую ее часть, пряности – перец, кардамон, шафран – везли по древнему торговому пути из Индии и Персии. Позже был создан новый торговый путь из Китая через Монголию и Сибирь. По нему в Россию и Западную Европу пошли пряности из Юго-Восточной Азии, такие как бадьян (получивший название сибирского аниса) и китайская корица.


Лаврушка – круглый год

В современном маркетинговом раскладе пряности объединились в одну «структуру» со специями и приправами. И эксперты продовольственного рынка рассматривают их вместе как «рынок специй, пряностей и приправ», разделенный на соответствующие категории.

* К специям относятся любые вещества, изменяющие вкус и консистенцию блюда. Сода, крахмал, уксус, квасцы, пищевые кислоты, глутамат – все это специи.

* Пряности представляют собой высушенные части растений, содержащих пряные и ароматические вещества. Это семена (мускатный орех и горчица), плоды (перец, ваниль и анис), цветки и их части (гвоздика и каперсы), листья (лавровый лист), кора (корица), корневища (имбирь, корень хрена).

В первой дюжине наиболее часто употребляемых пряностей места распределились так: лук, перец красный и перец черный, чеснок, укроп, петрушка, хрен и горчица, лавровый лист, гвоздика, корица, ямайский или душистый перец.

* Приправы же есть не что иное, как смесь пряностей и специй – сахара, соли. Если количество пряностей в природе ограничено, то количество приправ зависит только от фантазии производителей и кулинаров.

По оценке маркетинговой компании Step by Step, сегодня в структуре российского рынка основная доля приходится на специи – 60%, на приправы – 35%, а на пряности лишь 5%.

Для рынка характерна сезонность потребления. Летом большим спросом пользуются приправы для шашлыка и овощей, лимонная кислота, приправы для маринования огурцов и томатов. Осенью – душистый перец и гвоздика. Зимой – ванильный сахар, корица, приправы к мясу и рыбе. Также в зимние месяцы популярны смеси специй для глинтвейна, для холодца. Весной, в пасхальную неделю, в больших объемах потребляется мак, коксовая стружка и изюм. В то же время спрос на такие приправы, как лавровый лист, черный перец, хмели-сунели, не зависит от времени года.

Кроме сезонности потребления есть еще и сезонность сбора урожая и его подготовки к продаже, которая регулирует ценовую сторону. Конечная же цена в рознице складывается из отпускной цены предприятия-производителя и наценки звеньев сбытовой цепочки. Заметно удорожить товар может упаковка, даже ее «красочность». Так, к примеру, скромный пакетик молотого перца весом 40 граммов можно приобрести сегодня за 35 рублей. В то время как разрисованный пакет с аналогичным товаром того же веса подскочит в цене до 60 – 65 целковых.

Но особых ценовых потрясений на этом рынке не наблюдается.

Рынок больше чем наполовину зависит от импортного сырья. В среднем в страну завозят 76 – 78 тысяч тонн специй и пряностей. Это примерно 60% рынка. Основные поставщики – Китай и Индия (32% и 23%, соответственно).

В импортных поставках преобладают (39%) сушеные овощи – целые, нарезанные кусками, ломтиками, измельченные или в виде порошка, но не подвергнутые дальнейшей обработке. Ее производят на наших предприятиях, принадлежащих, как правило, иностранным корпорациям.

Другие страны-поставщики – Вьетнам, Индонезия, Египет, Нигерия, Бразилия, Перу, Мексика. А также некоторые европейские страны: Голландия, Польша, Турция. И ближнее зарубежье – Узбекистан.

Под продовольственные санкции России специи и пряности не попали.


Вместо пилюли

Маркетологи подметили: около 70% продаж специй, пряностей и приправ носят импульсивный характер. То есть не хотел человек покупать приправу для жареной курочки. Но увидел на упаковке эту самую курочку, да с поджарочкой, да такую всю горяченькую, и – хвать!

Кстати, о том, какой должна быть «правильная» упаковка и как раскладывать специи на товарных полках, целое учебное пособие написано. Заглянем?

«Упаковка должна быть яркой и привлекательной, бросаться в глаза, чтобы покупатель мог легко ориентироваться в магазине перед полкой. В дополнение к четкому и крупному названию на упаковке необходимо изображение самого продукта (для моноспеций и трав) или готового блюда (для приправ). Очень удобно, когда специи и приправы разделены по группам и цветам, что дает покупателю возможность быстрее сориентироваться на полке. Например: зеленая линия – травы и приправы для салатов и супов; желтая линия – специи и приправы для сладких блюд и выпечки; коричневая линия – классические моноспеции; красная линия – приправы для горячих блюд».

Вооружившись такими познаниями, можно отправиться в любимый супермаркет, посмотреть, насколько соответствует идеальной тамошняя выкладка специй и приправ.

Сегодня можно приобрести и целые, и молотые специи и пряности. Лучше, наверное, целые – они полностью сохраняют аромат и вкус. Конечно, придется потрудиться, перемалывая их в ступке или мельничке.

На рынках можно приобрести пряности вразвес. Но тут надо смотреть во все глаза – товар должен быть сухим и сыпучим. От того, что с подозрительными комочками, лучше отвернуться. Если же «сухо и сыпуче», желательно взять небольшую щепотку, растереть ее пальцами и понюхать. Аромат хорошей приправы непременно ударит в нос и долго еще будет преследовать. Дегустатором станет язык. Хороший язык хорошую приправу быстро почувствует. И даже уловит горчинку.

Купленную приправу в пакетиках знатоки советуют непременно пересыпать в стеклянные баночки, чтобы подольше сохранялся аромат. Среди прочих советов такие.

Пряности молотые можно хранить 1 – 2 года. Не молотые – 4 года. Приправы – 2 – 4 года. В магазинах продаются полки со специями. Их нельзя вешать около плиты – тепло убьет аромат эфирных масел. Лучше убрать такую полку в темное место.

Самые полезные специи и приправы:

Гвоздика. В ней есть вещества, которые борются с микробами и вирусами. Гвоздика помогает при болях в горле, ангине, ОРВИ, помогает снять жар. Рецепт простой: кинуть пять гвоздичек в стакан горячего молока и пить маленькими глоточками.

Горчица. Ножная ванночка с горчицей – старинный способ избавиться от простуды.

Имбирь. Способен разбудить иммунитет, хорошо разгоняет кровь. Рекомендуется в диетах для похудения.

Кардамон. Также помогает при простудах.

Куркума. Еще одна специя для похудения.

Корица. Замена сладкому. Также является иммуностимулятором.

При всем хорошем – предупреждение: приправы и специи являются аллергенами. Поэтому – без фанатизма, господа гурманы!


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook