Переходим на цифру
В течение наступившего года в России планируется реализовать целую серию новинок в сфере кадрового делопроизводства, которые способны сделать его более прозрачным и удобным как для работодателей, так и для трудящихся. При этом основная тенденция - перевод всех документов в цифровой формат, позволяющий избежать подделок и упростить получение информации.
Иллюстрация pixabay.com
Как считает Светлана Катаева, управляющий партнер компании AVRIO Group Consulting, «кадровый документооборот у нас действительно излишне тяжелый». «В нем много требований, которые устарели и уже не актуальны, - полагает она. - Поэтому появление электронных больничного листа, трудового договора и даже трудовых книжек вполне способно оптимизировать работу в этой сфере».
С 1 января 2018 года больничный лист в электронном формате становится в России нормой: при его оформлении заболевший имеет право получить документ как в бумажном, так и в цифровом виде. Стоит учесть, что отдел кадров или бухгалтерия предприятия уже не смогут требовать от работника предоставления бумажного документа, подтверждающего его временную нетрудоспособность. Вместе с тем и получить для перестраховки больничный сразу в двух вариантах вряд ли получится - нормами это не предусмотрено. Сама же по себе необходимость введения электронных больничных объясняется как общей тенденцией оцифровки кадрового документооборота, так и стремлением поставить заслон перед нечистыми на руку дельцами, приторговывающими ими.
Еще одна принципиальная новинка нового года - постепенный перевод оформления трудовых договоров в цифровой формат. Начнется этот процесс с легализации работы самозанятых россиян (в основном фрилансеров). Стоит напомнить, что эта категория работников (а среди них много переводчиков, программистов, бухгалтеров и т. д.) ранее фактически выпадала из законодательного поля Трудового кодекса, поскольку «свободные художники» зачастую никак не оформляли отношения с работодателем.
Теперь они получат возможность легализовать трудовые отношения с помощью заключаемых в электронном виде трудовых договоров. Как ожидается, подготовленная в недрах правительства РФ система электронного документооборота позволит не только заключать договоры, но и дистанционно оплачивать пенсионные взносы, услуги медицинского страхования и прочие сборы. В первую очередь электронные трудовые договоры будут заключаться с теми, кто трудится в свободном режиме. Затем - с сезонными работниками. А после них - с сотрудниками индивидуальных предпринимателей. Впоследствии, когда систему электронных трудовых договоров обкатают на этих категориях специалистов, она будет распространена и на всех остальных.
Не менее важный момент - введение электронных трудовых книжек. Вопрос долго обсуждался «наверху», однако в конце 2017-го вице-премьер российского правительства Ольга Голодец заявила, что «необходимость ввода электронной системы назрела уже давно» и цифровой аналог бумажной трудовой книжки в 2018 году все же появится.
По ее словам, ранее из-за несогласованных позиций Министерства труда, профсоюзов и ряда крупных работодателей страны запустить проект не представлялось возможным. Однако уже с 1 января 2018 года информация о профессиональном пути всех трудоустроенных граждан постепенно будет переводиться в современный формат в виде электронной трудовой книжки. При этом для начала систему планируют опробовать на небольших предприятиях численностью до 15 сотрудников, а затем к ней станут подключать и более крупные компании.
Несмотря на ряд очевидных преимуществ (снижение издержек на делопроизводство, оптимизация кадрового штата и возможность оперативно поднять всю историю трудовой деятельности соискателя), новинка имеет и некоторые изъяны. В частности, эксперты говорят о том, что поначалу эта база данных будет сырой, а уровень ее защищенности от внешнего воздействия пока под вопросом. «Если кто-то сумеет в нее проникнуть, для него не составит труда подправить нужному человеку биографию, изменив, к примеру, размер его стажа или название должности, - полагает эксперт в области трудовых отношений Сергей Семенов. - Если в бумажный документ внести исправления крайне затруднительно, то в электронный не проблема».
С другой стороны, этот минус обращается в плюс. «Не секрет, что многие имеют не одну, а две и более трудовые книжки. Когда в ней есть какая-то негативная информация, всегда можно сказать, что ты ее потерял, и завести новую, - замечает коллега эксперта Ирина Скворцова. - Если же данные будут храниться в электронном формате в хорошо защищенном месте, проблема будет полностью решена».
В любом случае тенденция однозначна: начиная с 2018-го все кадровое делопроизводство постепенно станет перетекать в цифровой формат. А на некоторых продвинутых в этом смысле предприятиях он вполне актуален уже сейчас: за исключением тех же трудовых договоров и книжек практически все имеющие отношение к работе документы существуют там только в электронном виде.
Комментарии