«Передо мной летел трамвай...»

Почему человек хочет путешествовать? Принято считать, что им движет желание увидеть новые места, получить о них интересную информацию. Но причины гораздо глубже, хотя они могут и не осознаваться самим путешественником. Психологи, например, уверяют, что перемена мест не только помогает человеку раскрепоститься, отвлечься от своих внутренних проблем, но и как бы «удлиняет» проживаемое им время. День, проведенный в дороге, кажется гораздо длиннее дня, просиженного дома на диване.

«Передо мной летел трамвай...» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Но как быть, если нет возможности отправиться путешествовать поездом, машиной, самолетом? Выход есть, хотя и достаточно неожиданный. Надо сесть на трамвай и проехать его маршрутом от одной конечной остановки до другой. Главное условие – ехать с установкой на путешествие, а не на перемещение из точки А в точку Б.

Задумав проверить это на себе, я наметила несколько маршрутов в разных районах города. А начала с трамвая # 40. На его конечной остановке – круглой площади на улице Кораблестроителей – села в еще пустой вагон. И, пока ожидала, когда появятся вагоновожатый и кондуктор, обратила внимание на стоящий рядом трамвай # 6. На его борту красовались строки из стихотворения Николая Гумилева:

Шел я по улице незнакомой
И вдруг услышал вороний грай,
И звуки лютни, и дальние громы,
Передо мной летел трамвай.

Надо ли говорить, что такая неожиданная встреча с поэтом показалась мне добрым предзнаменованием.

Оказалось, что маршрут # 40 «Улица Кораблестроителей – Тихорецкий проспект» – один из самых длинных. Он пересекает несколько районов и проходит по многим красивым местам – мимо Шкиперского протока, василеостровских линий, через Тучков мост, мимо старинных зданий на проспекте Добролюбова, дворца Кшесинской, Большой соборной мечети.

К сожалению, проехать весь путь мне не удалось – из-за технической неисправности трамвай с середины дороги отправился в парк. Пришлось пересесть на трамвай # 48 с конечными остановками «Лахтинский разлив – станция Кушелевка». Маршрут оказался не менее интересным – мимо Ботанического сада, Большой Монетной улицы, монастыря Иоанна Кронштадтского, через Ушаковский мост, мимо улицы Академика Шиманского и по улице Савушкина до самой железнодорожной станции.

Путешествие было долгим, но не утомительным. Шкиперский Проток – улица в районе Гавани, проложенная по засыпанному руслу одноименной речки. В XVIII веке на ее берегах располагалась слобода, в которой жили матросы и капитаны (шкиперы). Лахтинский разлив – местность и водоем, соединяющийся с Невской губой рекой Бобылкой, названной так по слободе, где в XIX веке селили бобылей – отслуживших солдат, не имевших родственников. Большая Монетная улица – на месте слободы работных людей Монетного двора. Кушелевка – историческая местность Петербурга, названная по имени сенатора Ивана Кушелева, в начале XIX века владевшего расположенной в этих местах Спасской мызой.

Свое следующее путешествие я совершила на трамваях # 64 «Станция метро «Ладожская» – Ржевка» и # 30 «Ржевка – улица Боткина», часть маршрута которых проходит в районе Полюстрова. Его название образовано от латинского слова paluster – «болотистый». Именно тут издавна добывали известную петербуржцам минеральную воду.

Трамвай бежал по Ириновскому проспекту, и у меня, естественно, возник вопрос: «В честь какой Ирины он назван?». Оказалось, что причина здесь не в девушке, а в деревушке по имени Ириновка.

Потом добрались до Жерновки и Малиновки – местности, объединенной общим названием – Пороховые. В 1715 году по приказу Петра Первого в среднем течении реки Охты были сооружены «пороховые мельницы», где использовались большие жернова, отсюда – Жерновка. Малиновка получила свое имя от реки Малиновки, по берегам которой росли заросли этой ягоды.

Доехали до Ржевки. С этим местом связаны славные страницы истории Великой Отечественной войны. От железнодорожной станции Ржевка берет начало мемориальная трасса – семикилометровый «Ржевский коридор», памятник героической обороны Ленинграда. По этому «коридору» в город доставлялись боеприпасы, продовольствие, медикаменты.

Во время следующего путешествия на трамвае # 16 «Карбюраторный завод – станция метро «Нарвская» меня заинтересовали названия «Нефтяная дорога» и «Нобелевская дорога». Оказалось, что они связаны с именем братьев Нобель, владевших находившимися там складами керосина.

Не буду перечислять все свои маршруты по городу. Скажу лишь, что трамвайные путешествия помогли мне увидеть город единым. Разрозненные прежде впечатления сложились в целую картину.

Кстати, к концу 80-х годов прошлого века трамвайная сеть Петербурга, состоявшая из 68 маршрутов, считалась самой протяженной в мире и была включена в «Книгу рекордов Гиннесса». Но потом трамваи с городских магистралей стали вытеснять автомобили. Сейчас ситуация изменилась – рельсовый транспорт вновь отвоевывает свои позиции на улицах Петербурга!


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 054 (5671) от 30.03.2016.


Комментарии