Пьедестал почета жалоб

Помимо государственного Роспотребнадзора защиту прав потребителей в городе осуществляют еще и общественные организации. Две – с почти идентичными названиями: межрегиональная общественная организация «Общество потребителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области» и «Общество защиты прав потребителей в Санкт-Петербурге». Есть также общественная организация потребителей «Диалог» и Региональный центр по соблюдению прав потребителей.

Пьедестал почета жалоб  | ФОТО microvector/shutterstock.com

ФОТО microvector/shutterstock.com

По сути, это организации, оказывающие юридические услуги, дающие практические советы и – иногда – представляющие обманутых или обманувшихся граждан в судах. Кроме того, их деятельность в совокупности дает информацию, которая помогает увидеть целостную картину положения дел с правами потребителей. В частности, проследить, как за несколько последних лет изменилась структура жалоб граждан.

– Если пять лет назад 20% обращений касались ЖКХ-бед, то сейчас вдвое больше – все 40%, – отметила председатель Общества потребителей Галина Козловская. – Люди пишут нам жалобы, будучи уверенными, что управляющие компании обманывают их, нарушают их права. Но мы вынуждены констатировать, что дело вовсе не в мошенничестве со стороны коммунальных служб, а в объективных процессах. Повышение тарифов, необходимость установки счетчиков, например на воду, – все это неприятно, выливается в копеечку. Но нарушения прав потребителей здесь не усматриваются.

А вот кто действительно часто мошенничает и нарушает права потребителей, так это косметические компании, которые во время бесплатных рекламных процедур «впаривают» женщинам дорогущие наборы зарубежной косметики, для чего клиенткам предлагают тут же взять кредит. По данным всех потребительских организаций, количество таких жалоб в последнее время увеличилось. Причем, как подчеркивает Козловская, нет гарантии, что во время рекламной процедуры применяются те же кремы и маски, что выдаются позже – при покупке. В зависимости от бренда набор косметики может стоить от 50 до 100 тысяч рублей. И даже больше. Мошенники умудряются продавать этот товар и пенсионерам, и даже безработным, внушая иллюзию, что снадобья навсегда сделают женщину красивой.

Сергей Котляров, юрист Общества защиты прав потребителей, утверждает, что сегодня уже накоплен опыт, как можно «отыграть назад» – вернуть косметический набор и забрать свои деньги – даже в досудебном порядке. Правда, чтобы эта рокировка получилась, нужно, чтобы все крема, сколько бы их ни было в коробке, остались невскрытыми.

На третьем по количеству месте – жалобы, касающиеся недвижимости. Их немного (граждане все-таки, как правило, внимательны и осторожны при оформлении договоров и сделок с недвижимостью). И все же за один только месяц в Общество потребителей обратились 180 человек, считающих, что их права нарушены: обращения от новоселов, которые оказались один на один перед огромным количеством недоделок и которые из-за этого конфликтуют с застройщиками; от жильцов проблемных квартир, которые не могут найти общий язык с соседями или родственниками...

– Также к нам часто обращаются граждане, купившие некачественную технику, – рассказывает Сергей Котляров. – При попытке вернуть ее магазины, как правило, делают все, чтобы истекли 15 дней, оговоренные в законе о защите прав потребителей, в течение которых можно сдать вещь с недостатком. Такие проблемы – дело обыденное. И также обыденно они могут быть решены при небольшом усилии и знании своих прав.

А вот туристическое мошенничество – пока экзотика. Суть такова: ложная фирма зазывает туриста в Петербург, он приезжает, звонит по указанному телефону, вносит предоплату за жилье, получает адрес ночевки и направляется к месту пребывания. Хозяин квартиры или комнаты встречает человека доброжелательно, только просит часок-другой подождать, пока съедет предыдущий жилец. И – пропадает: дверь не открывается, по телефону бесконечные длинные гудки. Вернуть свои деньги можно, но только через суд. По данным Общества защиты прав потребителей, такие истории в этом туристическом сезоне происходили гораздо чаще, нежели в прошлом. Понятно, что это наносит непоправимый ущерб репутации города.

Вот с чем сегодня точно не стоит идти ни в Общество потребителей, ни в Общество зашиты их прав, так это – с некачественными продуктами. Общественные организации отказались работать с такими обращениями, поскольку стоимость экспертизы негодного продовольственного товара, как правило, превышает его стоимость. Продовольственными вопросами ныне может заняться лишь Роспотребнадзор и его Центр контроля качества.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 170 (5543) от 14.09.2015.


Комментарии