Парадный Петербург в интерьерах

За последние полтора десятилетия внешний облик Петербурга заметно изменился. К лучшему. Реализована программа по ремонту и реставрации фасадов исторического центра города. Проекты подсветки Невского проспекта, петербургских дворцов и мостов получили международное признание. Но что скрывается за этой позолоченной оболочкой? Об инициативах Общественной палаты Санкт-Петербурга по сохранению интерьеров парадного Петербурга рассказывает журналисту «Санкт-Петербургских ведомостей» Олегу БЕЛОВУ заместитель председателя комиссии по сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты СПб, президент НКО «Союз экспертиз Северо-Запада» Максим ФИЛИПОВИЧ. 

 Парадный Петербург в интерьерах  | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

  - Насколько интересно для вас участие в работе Общественной палаты Санкт-Петербурга? Как вы туда избирались?

- Участие в работе такого важного для формирования гражданского общества органа, конечно, очень интересно. Но в первую очередь мной оценивалась полезность и эффективность этой деятельности с точки зрения продвижения идей и инициатив по сохранению богатейшего архитектурного наследия города. Даже являясь руководителем некоммерческой организации профильного направления, ощутил, что делать это очень сложно. Тогда и принял решение - предложить свою кандидатуру в состав Общественной палаты. А избирался туда самым простым демократическим путем - общим голосованием.

- Ваше избрание, видимо, стало признанием успешной работы и важности для города НКО «Союз экспертиз Северо-Запада». Какие задачи этот союз решает?

- Союз организован в 2015 году, так что нашей деятельности чуть более двух лет. Являясь экспертами объектов историко-культурного наследия, в какой-то момент мы поняли, что разрозненная наша деятельность по проведению историко-культурных экспертиз не дает должных результатов. Проблем по взаимодействию с исполнительными органами власти много: сроки экспертиз чрезвычайно затягиваются, многие вопросы не решаются, заказчики нервничают и несут убытки. Тогда эксперты и решили объединиться в свою профильную НКО, мы также пригласили стать членами cоюза и проектировщиков, заказчиков.

Союз действует, я считаю, успешно. Кроме повышения эффективности деятельности самих экспертов реализованы несколько интересных проектов. В том числе благотворительный «Сохраним вместе». Мы увидели, что в областях и республиках Северо-Запада есть интересные исторические объекты, которые не внесены в реестр памятников. Из-за того что нет финансовых возможностей провести их историко-культурную экспертизу. Союз объявил эту благотворительную акцию, было проведено на благотворительной основе около десятка экспертиз, по результатам которых объекты внесены в реестр памятников регионального и федерального значения. Считаю это важным делом.

Что же касается повышения эффективности работы экспертов, то полезным шагом стало подписание cоюзом соглашения с КГИОП о сотрудничестве. Именно с целью рассмотрения реальных проблем, которые возникают у экспертов и заказчиков, но хронически не решаются. Таким образом, создана площадка для обсуждения этих проблем, и работа в этом направлении продолжается.

- Какие проекты уже удалось инициировать в рамках работы комиссии по сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты Санкт-Петербурга? Что в планах?

- Достаточно большое звучание среди общественности города получил проект создания реестра исторических зданий, сегодня такого документа нет. Такие районы, как Центральный, Адмиралтейский, Петроградский, в значительной степени Василеостровский, - это почти сплошь историческая застройка, к ней относят все здания, построенные до 1917 года. И их надо сохранять. Но некоторые застройщики, реализуя свои девелоперские планы, пользуясь запутанностью и неоднозначностью документации, меняют год постройки здания, чтобы провести его снос. Для того чтобы этого не происходило, и было предложено создать реестр исторических зданий Петербурга. Этот документ бы точно определял историю здания, и изменить его статус будет не так просто.

На наш взгляд, это абсолютно реальное дело. Хотя процесс формирования реестра довольно длительный, но его можно завершить в течение полутора-двух лет. Уже сформирована рабочая группа по проекту, недавно в Общественной палате прошло ее первое заседание с участием представителей КГИОП, Росреестра, Кадастровой палаты и других органов власти.

Другая проблема, которой мы сейчас занимаемся, касается сохранения интерьеров исторических зданий. Известно, что в городе реализована программа приведения в порядок фасадов зданий. Это важное и нужное дело - Петербург во многом вернулся к своему парадному блистательному виду, каким он создавался. Однако от жителей этих исторических зданий не раз приходилось слышать: оболочку позолотили, а почему не обращают внимания, что происходит внутри. Ведь исторические интерьеры не менее ценны, чем внешний вид. Если они будут утрачены, то во многом мы распрощаемся со своей историей в части архитектурно-культурного наследия.

С помощью добровольцев мы провели обследование общего имущества более десятка исторических зданий. Общее имущество - в основном это лестницы. И даже такая небольшая выборка уже показала, насколько велика проблема. Сложность еще в том, что в Петербурге есть организация, которая отвечает за ремонт фасадов, это Фонд капитального ремонта. Но содержанием и ремонтом лестниц занимаются управляющие компании домов. Восстанавливать интерьеры зданий-памятников обязаны они, причем в соответствии с рекомендациями КГИОП. Я обращался в комитет по этому вопросу, как выяснилось, запросы от управляющих компаний по этому поводу поступают очень редко. Фактически это единичные случаи. А таких зданий, где ремонт интерьеров должен проводиться в соответствии с рекомендациями КГИОП, в Петербурге сотни и тысячи.

Мы запланировали проведение в Общественной палате «круглого стола» на эту тему - с приглашением чиновников, руководителей управляющих компаний. Проблема острая, сейчас она вообще никак не решается. Думаю, в рамках деятельности Общественной палаты Санкт-Петербурга мы сможем сдвинуть этот вопрос с мертвой точки. Это будет серьезным достижением.

- На решение этой проблемы, видимо, сможет работать в какой-то степени и «горячая линия» по доступности получения государственных услуг, связанных с объектами культурного наследия. Когда она заработает?

- В течение двух-трех месяцев мы планируем такую «горячую линию» запустить. Ее идея не только в сохранении исторических интерьеров общего имущества дома, но и в квартирах. Жители исторических зданий рано или поздно начинают делать ремонт в квартирах, появляются и новые владельцы. И многие из них задаются вопросом, как сделать ремонт без ущерба историческим интерьерам даже в их собственных квартирах. Они обращаются к властям, но часто не получают внятного ответа.

«Горячая линия» организуется, с одной стороны, для информирования населения. С другой, чтобы получить общую картину по городу, насколько эффективно, разумно и правильно взаимодействуют исполнительные органы власти в этих вопросах с гражданами. Получив такую информацию, с помощью Общественной палаты мы сможем выйти с этими проблемами на глав районов, профильные комитеты администрации Петербурга. О том, когда эта линия начнет действовать, можно будет получить информацию на сайтах Общественной палаты и нашего НКО или просто по поисковику в Интернете.

- Вы считаете, что многие жители озаботятся тем, как сохранить исторические интерьеры в помещениях, которыми они владеют?

 - Это вопрос культуры человека. Мне кажется, покупая квартиру в историческом доме, надо гордиться этим и лелеять элементы декора, старинную лепку или камины, сохранившиеся через века. Если вы хотите сделать в помещениях ремонт в стиле хай-тек, какой смысл приобретать такие помещения?

  - А вы в какой квартире живете? Как вообще вы пришли к этому направлению деятельности?

- Я сейчас живу за городом, но мечта о приобретении квартиры в доме с историческими интерьерами есть. Чтобы, не разрушая, приспособить их к повседневному использованию. Я бы получал большое удовольствие от этого.

После окончания Государственного архитектурно-строительного университета (ГАСУ) по специальности «Реставрация и реконструкция объектов архитектурного наследия» работаю в этой сфере уже 17 лет, и ни в один момент у меня не появлялось сомнений в правильности сделанного выбора. Довелось участвовать в интереснейших проектах по реставрации Морского собора в Кронштадте, ГМЗ «Ораниенбаум» в Ломоносове, архитектурных памятников Петергофа. Среди других важных работ - приспособление Иоанновского равелина Петропавловской крепости к новым целям по его использованию, такую же задачу решали относительно ряда помещений Таврического дворца.

Интереснейший объект, историко-культурную экспертизу которого я проводил как эксперт в последнее время, это крепость Орешек. Она сильно пострадала в годы Великой Отечественной войны, и восстановительные работы здесь почти никогда не проводились. Экспертиза делалась для включения этого объекта в реестр памятников федерального значения, и она утверждена Министерством культуры.         

  - Крепостями, соборами, дворцами, наверное, интереснее заниматься, чем лестницами?

- У этих направлений разные и посылы, и задачи. Но цель одна - сохранить величайшее богатство историко-культурного наследия на многие годы и века. А моя собственная потребность вносить вклад в улучшение положения в этой сфере, независимо, прилагая усилия к сохранению исторических интерьеров парадных или участвуя в проведении экспертизы собора, дворца, - она не угасает.

Кстати, относительно дворцов есть идея по реализации еще одного важного проекта. Вспомним, как восстанавливались памятники, пострадавшие в годы Великой Отечественной войны, особенно в пригородах Петербурга - по редким сохранившимся чертежам, иконографии. И сейчас во многих дворцах проходят реставрационные работы, где-то заново, где-то по поддержке их состояния. По завершении таких работ просто пишется реставрационный отчет, к которому прилагается исполнительная документация в виде чертежей.

Но надо идти в ногу со временем, есть современные технологии фиксации путем сканирования, фотографирования, создания цифровых моделей. Мы могли бы создавать электронную версию отреставрированного объекта с мельчайшими подробностями, дошедшими до нас через века. И появилась идея создать электронную картотеку дворцовых интерьеров, абсолютно точную, не подверженную пожарам или другим катаклизмам, - на века, навсегда.

Это масштабный проект, в русле текущей деятельности его не реализовать, требуется серьезная финансовая поддержка. Проект требует государственной или серьезной меценатской поддержки. Хотелось бы привлечь к его осуществлению, например, какой-то крупный банк. Ведь дело это благородное - оставить следующим поколениям все богатство парадного Петербурга, чтобы в любой момент, через годы или столетия реставраторы могли воспользоваться таким материалом и с точностью восстановить все мельчайшие детали тех или иных дворцовых интерьеров.

Задача непростая, никто пока ее не пытался решить. Понимаем, что первым всегда тяжело, но мы к этому уже привыкли.

#общественная палата #культурное наследие #реставрация

Комментарии