Главная городская газета

Памяти нужны ритуалы

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Общество

Аферисты организовали «ДТП» в Петербурге

«Санкт-Петербургские ведомости» разобрались в истории, где основанием для весьма сурового наказания петербуржца стали выводы, сделанные «на глазок». Читать полностью

«Победа» и ее победа над курением

Авиакомпания «Победа» выиграла судебные процессы против курильщиков, из-за которых лайнеры были вынуждены совершить незапланированные посадки. Как перевозчик противостоит нарушителям? Читать полностью

Тонизирующая опасность «энергетиков»

«СПб ведомости» изучили историю происхождения и состав тонизирующих и бодрящих напитков. Читать полностью

«Красный треугольник» будущего: музеи, роботы, мотоциклы

На «круглом столе» в Петербурге комплекс «Красный треугольник» представляли как универсальный музей. О том, как городские активисты видят будущее бывшей промзоны - в нашем материале. Читать полностью

Письмо в редакцию: «обувь» на каждый день?

Могут ли оштрафовать за использование зимней резины летом? На вопрос горожанина отвечают «СПб ведомости». Читать полностью

Эпидемия паутины в Петербурге: пик ужаса позади

Горожане обратили наконец внимание на паутину покрывшую множество черемухи. Но пик ужаса на юго-западе Петербурга был пройден около месяца назад. Что будет дальше? Читать полностью
Памяти нужны ритуалы  | ФОТО Mikhail-Mishchenko/shutterstock.com

ФОТО Mikhail-Mishchenko/shutterstock.com

Уже десять лет, как Россия 4 ноября отмечает День народного единства. Красным в календаре он стал в 2005 году. Причем одновременно был отменен выходной 7 ноября, который, напомним, с 1996 года назывался днем не Октябрьской революции, а согласия и примирения. Прижился ли новый государственный праздник?

– По данным разных социологических центров, только относительно недавно, с прошлого года, число тех, кто отмечает 4 ноября, сравнялось с теми, кто не может забыть 7 ноября. Налицо проблема поколений. 4 ноября – более-менее общий праздник для разных возрастов. Что же касается 7 ноября, то тут отчетливое преобладание поколения старшего возраста. В свое время власти поступили совершенно разумно: отменяя праздник 7 ноября, они не стали отнимать у граждан привычный ноябрьский выходной, а подыскали близкую дату, – отмечает старший научный сотрудник Социологического института РАН Мария Мацкевич.

Впрочем, приходится признать: несмотря на немалые усилия, за прошедшие десять лет День народного единства так и не наполнился идейным и идеологическим содержанием. Большинство воспринимают его просто как еще один дополнительный выходной, предшествующий длинным новогодним каникулам. Примерно такое же отношение к 12 июня, Дню России.

И все же спросим себя: что же мы отмечаем 4 ноября? Едва ли многие с ходу ответят на этот вопрос... И только заглянув в Интернет, скажут, что эта дата связана с переломным событием Смутного времени, поставившем русское государство на грань выживания. В тот день в 1612 году отряды Второго народного ополчения под руководством Минина и Пожарского освободили Московский Кремль от польских войск. С 1649-го по 1917 год в память об избавлении России от иноземного врага отмечался праздник Казанской иконы Божией Матери, учрежденный указом царя Алексея Михайловича.

– Отрадно, что за последние годы осведомленность наших граждан о празднике 4 ноября хотя бы немного возросла, – отмечает Мария Мацкевич. – Если еще три года назад всего 17% могли точно сформулировать хотя бы название праздника, то сейчас таких уже треть. Но только 10% представляют, к какому событию он приурочен. Однако, когда социологи сами напоминают о нем, спрашивая, надо ли праздновать такую значимую дату, то примерно половина отвечают утвердительно. И число таких людей растет.

Понятно, почему: в нынешних политических реалиях события 1612 года, связанные с борьбой за национальную независимость, освобождение от иноземных захватчиков, «осовремениваются» куда сильнее, чем в прежние, более спокойные времена.

– Количество людей, которые хотя бы как-то отмечают День народного единства, а не просто идут в гости или едут на дачу, по данным разных опросов, – от 10 до 20%, – констатирует социолог. – Чуть больше – в малых городах. Видимо, это связано с тем, что там этому празднику посвящены какие-то торжественные акции, мероприятия. В крупных городах, как Москва и Петербург, пока еще нет какого-то особого личностного отношения к этому празднику. Наш город в этом отношении вообще отвечает средним цифрам по России. И даже Нижний Новгород, где формировалось Второе земское ополчение, сегодня по своим мероприятиям не выделяется на фоне других городов...

Вообще же существует очень большая разница между тем, какие праздники люди отмечают дома и какие считают главными для страны. По данным всех соцопросов, самым любимым домашним праздником является, конечно же, Новый год. На втором месте – дни рождения: собственный и ближайших родных. На третьем – женский день 8 Марта: его отмечают три четверти населения России. Дню святого Валентина его не удалось потеснить: его отмечает только молодое поколение, да и то исключительно в крупных городах. Причем это очень сильно зависит от того, как он преподносится в СМИ и подкрепляется торговлей: есть ли конфеты, шарики, открытки в виде сердечек...

После 8 Марта идет День защитника Отечества: его отмечают примерно две трети. Половина празднует Старый Новый год, около 60% – Рождество. Дальше с большим отрывом идет День Победы – его отмечают дома, в семье, около половины населения. Еще чуть меньше – Первомай и Пасху. Треть – Троицу.

Иная получается картина, когда выясняется, какие праздники жители России считают для себя главными. На первом месте стабильно остается Новый год, на втором – день рождения, а вот дальше картина меняется. На третьем месте с огромным отрывом от прочих дат – День Победы: в восприятии граждан это самый важный и любимый государственный праздник.

Что же касается Дня народного единства, то он оказывается в самом конце списка и в первом, и во втором случаях. То есть абсолютное большинство не отмечает его дома и не считает особо значимым государственным праздником. Так есть ли все-таки у него будущее? Наполнится ли он смыслом?

– Только если его постоянно политизировать, – уверена Мацкевич. – Слишком уж это удаленное от нас по времени событие. Что греха таить, у нас вообще большинство населения плохо знает историю, особенно молодежь. Простой пример: несмотря на то что последние годы все связанное с Великой Отечественной войной стало поистине сакральным, по данным соцопросов, четверть представителей младшего поколения не знают, что случилось 22 июня 1941 года. А ведь это каждый четвертый!

К сожалению, даже не все взрослые смогут с уверенностью назвать ключевые битвы и важнейших полководцев Великой Отечественной. Данные соцопросов вызывают настоящий шок: в нашем городе, проникнутом памятью о блокаде, три четверти горожан (особенно высок процент в младшем поколении) не могут точно назвать ее ключевые даты: когда началась, когда была прорвана, когда снята окончательно. А ведь память о блокаде – часть идентичности петербуржца-ленинградца...

– Без знаний и дат, пусть даже мифологизированных, память становится очень зыбкой, – уверена социолог. – Она не сохраняется сама по себе в пространстве. Ее надо постоянно поддерживать, для нее необходимы ритуалы, связанные с датами. Иначе память о Великой Отечественной войне, как о Смутном времени, точно так же канет в Лету...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook