Память блокады в «театре истории»
Состоялось первое заседание экспертного совета по созданию нового музея блокады (официально — музейно-выставочного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда»). В него вошли ведущие специалисты по истории блокады и представители музейного сообщества.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Как подчеркнул гендиректор центра выставочных и музейных проектов Сергей Важенин, здание музея должно быть сооружено в кратчайшие сроки.
— Предстоит выработать концепцию, отвечающую современным музеям памяти, — отметил председатель экспертного совета — доктор исторических наук, специалист по истории блокады Ленинграда Никита Ломагин.
По мнению участников совета, при создании экспозиции необходимо учитывать определенное несоответствие между героической, пафосной концепцией блокады, утвердившейся в советское время, и нашими сегодняшними представлениями о ней.
По словам заместителя председателя совета Милены Третьяковой, будущий музей не военно-исторический. Он не станет рассказом об истории битвы за Ленинград (хотя эта тема там так или иначе будет присутствовать), и в его фокусе окажутся не военачальники, оружие и военная техника, а судьбы жителей. Тех людей, которые в условиях осажденного города ежедневно и ежечасно оказывались в ситуации нравственного и этического выбора.
— Новый музей создается не вместо или в продолжение существующих экспозиций в Соляном городке и на Английской набережной, — подчеркнула Третьякова. — Главная задача — эмоциональное сопереживание. Мы дадим возможность посетителю как будто бы прожить все девятьсот дней вместе с жителями города.
Приоритет в новом музее будет отдан не витринам с экспонатами, а методам художественного образа. Это будет своего рода «театр истории», а не выставка предметов своего времени. Кстати, элементы подобного подхода были в самом первом музее обороны, разгромленном в ходе «ленинградского дела». Теперь уже только на фотографиях можно увидеть существовавший в нем яркий образ «апофеоза войны» — огромную гору немецких касок...
Повествование в музее будет выходить за пределы собственно Ленинграда и девятисот блокадных дней. Это и возвращение жителей в город, и его восстановление, и места памяти. Важная тема — судьбы людей по ту сторону блокадного кольца, а также последствия блокады для мировой политики и международного гуманитарного права.
Прозвучал и такой вопрос: с каким чувством человек должен выйти из этого музея?
— С чувством гордости за то, что город не был взят врагом, победил и был в кратчайшие сроки восставлен. И с чувством радости — за то, что горожане, пройдя через муки блокады, совершили поистине чудо, духовный подвиг возрождения, — отметил Алексей Кожемякин, один из создателей экспозиции «Россия — моя история».
— Давайте все-таки не будем заниматься новым мифотворчеством, — сказал Никита Ломагин. — Блокада Ленинграда не поддается простым схемам. Чуда не было. К концу войны город оказался опустошенным и разоренным, в том числе и потому, что ключевые предприятия были эвакуированы и возвращались не сразу. На мой взгляд, правильнее было бы оценить подвиг Ленинграда как великую жертву, принесенную на алтарь общей победы, и часть общей борьбы с врагом.
Рабочее название создаваемого проекта — музей памяти блокады. Причем собственно музейная экспозиция станет лишь частью большого комплекса, в который войдут научно-исследовательский центр изучения блокады и ее последствий и институт памяти. В качестве условных образцов — национальный мемориал катастрофы (холокоста) и героизма «Яд ва-Шем» в Иерусалиме. Или музей Варшавского восстания в польской столице...
Впрочем, времени на долгое обсуждение концепции нет. Сроки поджимают. Земельный участок недалеко от Смольного уже выделен, в начале января будет заключен договор с инвестором, после чего в течение десяти дней предстоит объявить конкурс на проектирование нового сооружения — на основании проекта «Студии 44», победившего в архитектурном конкурсе.




Комментарии