Пальмникенский холокост

О поселке Янтарный слышали, наверное, многие. Там, в пятидесяти километрах от Калининграда, на побережье Балтийского моря, находится самое крупное в мире месторождение янтаря. Мелкую россыпь собирают под шум прибоя на береговой полосе, а за более крупными экземплярами местные жители охотятся у очистных сооружений производственного комбината.

Пальмникенский холокост | Памятник в Янтарном представляет собой сплетенные руки, тянущиеся ввысь и взывающие о помощи. <br>ФОТО АВТОРА

Памятник в Янтарном представляет собой сплетенные руки, тянущиеся ввысь и взывающие о помощи.
ФОТО АВТОРА

Для меня Янтарный кроме всего прочего – место моего рождения. Прожил я там всего два года, потом в 18-летнем возрасте еще раз приехал на день, и все. Думал, что никогда уже там не побываю. Но история, которую узнал не так давно, как магнитом стала притягивать меня к Янтарному. Рассказал мне ее мой хороший знакомый – писатель Арно Зурмински из Гамбурга.

В бывшей Восточной Пруссии этот населенный пункт назывался Пальмникен. Поздним вечером 31 января 1945 года он стал свидетелем одного из преступлений нацистов. Когда Красная армия приближалась к границам рейха, нацисты переправили в Кенигсберг около шести тысяч узниц польского и венгерского происхождения из концлагеря Освенцим. Затем пятьдесят километров полураздетыми по снегу их пешком гнали в Пальмникен. Ослабевших и больных женщин охранники добивали выстрелами. «Марш смерти» выдержали меньше половины. Но и оставшихся узниц – свыше двух тысяч – ждал трагический конец.

Колонну погнали вдоль побережья Балтийского моря на юг. Отойдя несколько километров от Пальмникена, эсэсовцы стали загонять узниц группами по полсотни человек в ледяную морскую воду, а затем расстреливали их из автоматов. Выжили лишь тринадцать человек. Именно они рассказали об этом преступлении, когда в середине апреля 32-я стрелковая дивизия Красной армии заняла Пальмникен. Свидетельства очевидцев преступления нацистов были запротоколированы. Найденные тела узниц были захоронены недалеко от прибрежной полосы, а затем на долгие годы все забылось...

В начале 1960-х годов местные комсомольцы в ходе поисковых работ вблизи побережья наткнулись на останки людей. Они решили, что это солдаты Красной армии, погибшие в боях за Пальмникен. На памятнике, который вскоре воздвигли на могиле, написали «Вечная слава героям». А еще через тридцать лет, после падения «железного занавеса», в Янтарном объявился самый главный свидетель тех событий – Мартин Бергау. Он привез свою книгу «Парень с Янтарного берега».

В ней Бергау признался, как в составе отряда немецких юнцов из гитлерюгенда в январскую ночь 1945 года искал не добитых выстрелами узниц. Приведенные в его книге факты подтверждали, что найденные ранее останки принадлежали узницам концлагерей, а не бойцам Красной армии. Показания немца выглядели настолько убедительными, что им при всем желании трудно было противопоставить что-то другое.

Возникла неловкая ситуация: непонятно стало, кому же воздвигнут памятник в Янтарном? И кому там возлагать цветы? Родным советским солдатам или жертвам холокоста?

Тем временем над историей пальмникенской трагедии продолжал работать немецкий писатель Арно Зурмински. Он собирал информацию буквально по крупицам и в 2010 году выступил с новым романом «Зима сорок пятого, или Женщины Пальмникена». Книгу я прочел на одном дыхании. Как и в других своих произведениях, Зурмински сразу же был узнаваем, как мастер закрученного сюжета, создания пронзительных образов, достоверного изображения исторических событий. Он остался и здесь верным своему излюбленному литературному приему: чередовать показ современного мира с событиями Второй мировой войны.

Главным персонажем своего романа Зурмински сделал сына одного из эсэсовцев, гнавших еврейских узниц к месту их гибели. Случайно узнав об этом через многие годы, сын решает прояснить для себя вину отца в пальмникенской трагедии и через полвека после войны отправляется в Янтарный. Через весь роман проходит идея покаяния современного немца за преступления поколения отцов.

Описывая Восточную Пруссию конца Второй мировой, Зурмински прослеживает судьбу шести женщин, которые мечтают пережить войну. Четверо из них – узницы еврейского гетто. Две другие – местные жительницы, ставшие вдовами. Они вынуждены покинуть родные места и бегут на запад в надежде оказаться там в безопасности. Писатель убедительно показывает, что война приносит горе всем шестерым женщинам. В конечном итоге все они становятся ее жертвами.

Роман Арно Зурмински подтолкнул активистов местной еврейской общины к созданию памятника жертвам пальмникенского холокоста. Он был открыт в поселке Янтарный в конце января 2011 года. Автором стал известный израильский скульптор Франк Майслер, родившийся в 1929 году в Восточной Пруссии – в Данциге (ныне польский Гданьск). Его родители погибли в концлагере Освенцим.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 103 (5476) от 10.06.2015.


Комментарии