Пальчики «на память»

«Так, пожалуйста, вот этот палец, потом этот, потом четыре вместе...» – элегантная девушка в полицейской форме с пистолетом на боку энергичным движением прижимает мою руку к зеленому светящемуся стеклу. На экране передо мной возникают отпечатки моих пальцев, а потом и всей ладони. Во 2-м отделе полиции Адмиралтейского районного УМВД корреспонденту «Санкт-Петербургских ведомостей» демонстрируют самую что ни на есть рутинную милицейско-полицейскую процедуру – снятие отпечатков пальцев. Правда, исполнение ее происходит не в традиционном варианте, с использованием черной краски, а при помощи современного электронного прибора (между прочим, отечественного, сделанного в городе Миасс Челябинской области). При этом журналист изображает отнюдь не схваченного с поличным воришку, а вполне добропорядочного гражданина, явившегося сюда совершенно добровольно.

Пальчики «на память»  | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

То, что найденные на месте преступления отпечатки пальцев помогают изобличить преступника, знает, наверное, каждый ребенок. Папиллярный узор строго индивидуален, и потому такое доказательство считается очень веским.

А для того чтобы оные отпечатки было с чем сравнивать, стражи порядка «откатывают пальцы» у всех, кто хоть раз попал в их поле зрения – будь то матерый, многократно судимый зэк или сравнительно добропорядочный гражданин, по глупости совершивший административное правонарушение.

«Пальцы» попадают в специальную базу данных «Папилон» и в виде оцифрованных файлов хранятся там до достижения человеком 80-летнего возраста или установления факта его смерти. В нашем городе такая база находится в ведении Информационного центра ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и обслуживает все силовые структуры Северо-Западного федерального округа. Сегодня в ней – дактилоскопические данные около 8 миллионов человек. Из них 5 миллионов составляет криминальный контингент, 1,5 миллиона – мигранты (для них с 1 января 2013 года дактилоскопическая регистрация обязательна), миллион – сотрудники силовых структур и частных охранных предприятий (для этих категорий она с 1998 года обязательна) и около 300 тысяч – граждане, изъявившие желание «откатать пальцы» добровольно, «на всякий случай».

А таких случаев, как выясняется, в нашей жизни не так уж мало. Человек, увы, смертен, и, как сказал классик, порой неожиданно смертен. Несчастье может настигнуть его где угодно – на улице, в метро, на охоте, рыбалке или в походе за грибами. Нельзя исключить и трагедии – теракты, стихийные бедствия, ДТП, тяжкие преступления, в результате которых человек либо погибает, либо оказывается не в состоянии назвать свое имя.

Далеко не всегда в подобных ситуациях он имеет при себе документы, позволяющие его идентифицировать. Единственная возможность это сделать – поискать отпечатки его пальцев в базе данных. Если они там есть, установить личность человека и найти его родственников – дело минут. Таким способом, по данным Информационного центра, опознается около 40% неопознанных трупов. Остальные либо ложатся в могилы безвестными, либо (что гораздо реже и сложнее) их опознают при помощи каких-либо оперативных мероприятий.

Еще более печальная, прямо-таки удручающая статистика – по людям, пропавшим без вести и объявленным в розыск. Таковых по отпечаткам пальцев находится всего 5%. Остальные, если где-то и найдены, то либо покоятся в тех же безымянных могилах, либо, как потерявшие память, пребывают в медицинских стационарах под чужими именами.

Увы, все мы фаталисты – каждый уверен, что все это может случиться с кем угодно, только не с ним. Многие к тому же из принципа отвергают всякие «уголовные процедуры». Между тем никто не сопротивляется, когда при въезде в некоторые зарубежные страны на паспортном контроле его просят приложить пальчик к стеклышку считывающего устройства.

При этом совершенно не обязательно имеется в виду возможность несчастного (в том числе и криминального) случая. Вы можете элементарно потерять свой паспорт, и тогда оставленный вами «пальчик» станет просто вашим спасением.

«Прописаться» в базе данных «Папилон» уже 17 последних лет может каждый из нас. Точно так же, как и удалить и скорректировать внесенные туда данные. Такую возможность дает федеральный закон # 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации». 14 июля 2012 года в МВД утвержден специальный регламент, подробно расписывающий данную процедуру и приравнивающий ее к госуслуге.

Изъявивший желание ею воспользоваться должен взять паспорт и обратиться в отдел полиции по месту жительства. Там ему предложат написать заявление на стандартном бланке (его, кстати, можно подать заранее через портал госуслуг), а потом, увы, чаще всего... попросят погрузить пальцы в краску. Такой аппарат, как нам продемонстрировали, есть пока далеко не везде – на город и область их всего 34.

Сотрудники Адмиралтейского УМВД, познавшие прелесть технического прогресса, признаются честно: новый способ по сравнению со старым дедовским – все равно что небо и земля. Для «клиента» прежняя процедура – всего лишь маленькое неудобство: ну да, не очень приятно мазать пальцы в краске, хотя бы и легко потом стираемой. Но полицейским-то часто приходится решать обратную задачу – идентифицировать человека, который либо не хочет себя назвать, либо не может, либо называется не своим именем. В этом случае дедовский способ может затянуть процедуру опознания на многие часы. Отпечатки пальцев, оставленные на бумаге, надо везти в Информационный центр (ИЦ), там их оцифруют, пошлют запрос в «Папилон». А если дело происходит ночью, ИЦ закрыт, а ответ нужно получить срочно...

– Тогда коллеги, у кого такого аппарата нет, садятся на машину и едут к нам, – улыбается начальник дежурной части Павел Дяченко.

– А много ли приходит к вам граждан на добровольную дактилоскопию? – спрашиваю я его.

– Хвастать не буду, – отвечает он, – очереди на эту услугу у нас нет. – Пользуются ею буквально единицы.

– А как вы думаете, почему?

– Возможно, люди боятся – где-нибудь попадешься, потом по «пальцу» сразу найдут. А я так думаю, что это хорошо – «палец» будет удерживать человека от нарушения закона. Своеобразная профилактика преступности...

Да, у полицейского, конечно, свой специфический взгляд на проблему. Но факт остается фактом: за этот год в Петербурге и Ленинградской области добровольную дактилоскопию прошел всего 81 человек. Для многомиллионного региона – даже не капля в море, а просто ничто. И дело не только в фатализме и нежелании связываться с «ментами». Самая распространенная фобия – это боязнь того, что твоими «пальцами» могут распорядиться в нехороших целях. Ну, например, «подложить» их на место преступления...

– Пусть мне кто-нибудь покажет, как это можно технически осуществить, – смеется начальник отдела по эксплуатации «Папилона» Наталья Бажанова. – Я ему еще спасибо скажу. К тому же утечки информации у нас исключены – база закрытая, хорошо защищенная, и все сотрудники несут ответственность за нарушение режима, вплоть до уголовной.

«На земле», в Адмиралтейском УМВД, практики процесса разъяснили все уже совсем конкретно. Дактокарта – набор цифр, хранящихся в памяти компьютера. Реальный отпечаток пальца вот на этом столе – невидимое глазу потожировое пятно. Попробуйте подменить его тем, что вы «соберете» из этих цифр. И потом, ведь отпечаток сам по себе – лишь одно из доказательств. Если других нет, и более того, есть доказательства непричастности человека к данному преступлению, тогда уже возникнут вопросы к эксперту: а как чужой «палец» оказался в деле? Никто в здравом уме себе могилу рыть не будет.

Как бы все это донести до людей? Впрочем, на этот счет иллюзий особых нет. Здравый смысл у нас побеждает далеко не всегда. Между тем мои собеседники убеждены: необходимо ввести поголовную обязательную дактилоскопию. Соответствующий законопроект уже неоднократно вносился в Думу, но депутаты его не пропускали. Все боятся, что их обвинят в создании «полицейского государства». Реальность, однако, печальна: только за этот год в Петербурге и Ленинградской области зарегистрировано 409 неопознанных трупов и 615 лиц, пропавших без вести. У всех этих людей наверняка есть родные, которые плачут, надеются, ждут...



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 153 (5526) от 20.08.2015.


Комментарии