П-и-и-ть!

Запоминаем, а если с памятью плоховато - записываем: универсальный рецепт самого что ни на есть натурального жаждоутолительного напитка. Помещаем в коктейльный стакан листики мяты (их не режем, а рвем руками), засыпаем немного сахара, кладем кусочки лайма. Чуть-чуть придавливаем содержимое, заливаем водой. Если нет проблем с горлом - добавляем лед. Напиток готов. Самый настоящий мохито!

П-и-и-ть!  | РИСУНОК Александра СЕРГЕЕВА

РИСУНОК Александра СЕРГЕЕВА

Пиратский микс

С чего это, спросите, такое внимание к чужестранному питию, если у нас свои классические жаждоутолители имеются? Морсы, например, клюквенный и брусничный.

Отвечаем. Во-первых, потому, что свежую клюкву или бруснику в начале лета пойди найди... А во-вторых, дань очевидному: пятый сезон подряд мохито - в лидерах среди безалкогольных напитков по потребительским предпочтениям. Правда, речь тут идет о питие промышленного производства, лидерство которому обеспечивают жаждущие конкретных возрастных категорий - молодежь от 18 до не совсем уже юного 35-летнего возраста.

Забавная история случилась несколько лет назад в одном подмосковном городке, где в продаже впервые появилось мохито местного разлива. Пластиковые бутылки вместимостью 0,6 литра за копеечную стоимость влет раскупили местные алкаши. Кто-то из них озвучил свои познания: «Мохито - это кубинский ром. Налетай, братва!».

Была в этих познаниях своя сермяжная правда. Авторство предшественника мохито - коктейля «Драк» приписывают английским пиратам Фрэнсиса Дрейка. Пираты XVI века не дураки были, добавляя в ром мяту и лайм - трава и цитрус служили профилактикой болезней. Ну и заглушали сивушный запах рома.

Гораздо позже, в сороковых годах прошлого века, когда напиток был причислен к благородным, в «градусную» основу коктейля закладывался не любой кубинский ром, а легендарный «Бакарди». Есть письменные свидетельства тому, что большим любителем этого напитка был сам Эрнест Хемингуэй.

На этом закончим погружение в историю, дабы не быть обвиненными в пропаганде спиртосодержащих жидкостей. И вернемся к безалкогольному мохито, который, по утверждению производителей, «тонизирует в жаркое время и подходит даже детям».

Тренд - на квас и воду

Берем бутылку и, вооружившись, как всегда, лупой с пятикратным увеличением, читаем на этикетке состав продукта: «вода питьевая подготовленная, сахар или глюкозно-фруктовый сироп и сахар, концентрированный яблочный сок, кислота лимонная, комплексная пищевая добавка «нейтральный замутнитель эмульсия».

Использование концентрированного яблочного сока - это нормально. Сахар - под подозрением (производители слишком часто «балуются» его заменителями). Слово «замутнитель» смущать не должно. Классический мохито тоже отличается «легкой замутненностью», ее обеспечивает натуральный цитрус - лайм.

Штудируем этикетку дальше: «ароматизаторы натуральные жидкие: «Лимон», «Лимон-Лайм», «Мята». Сто раз придется подумать, почесать в затылке, прежде чем поверить в «натуральность» этих самых ароматизаторов. Пищевой химии в таком напитке, конечно, напичкано выше крыши. Неспроста же и допустимый срок его хранения - целый год.

Если уж очень хочется получить пользу от обязательных ингредиентов мохито - от лайма и мяты, то лучше поискать напиток с экстрактами (вытяжками) из этих растений. Такие в продаже тоже есть. Но стоимость их почти на полста рублей выше, чем тех, что с ароматизаторами.

Так что, как ни крути, лучше вернуться к тому, с чего мы тут начали, - к рецепту приготовления напитка своими умелыми ручками.

К универсальному рецепту можно добавить «фруктовую фантазию». Между прочим, мода на приготовление коктейлей с фруктами/ягодами, возникшая лет пятнадцать назад в Лондоне, в очередной раз вознесла мохито на вершину популярности. Сначала появился яблочный мохито. Потом его вариации с клубникой, ежевикой, гранатом и виноградом.

В таком миксе сохраняется вся полезность биологически активных веществ, которые есть в цитрусовых, ягодах и фруктах, а также в мяте. Даже всего лишь пара-тройка стаканов домашнего мохито в неделю (не в день, заметим, а в неделю!) способны предотвратить образование камней в почках, снизить кислотность желудка, очистить организм от токсинов, повысить уровень иммунитета. И каким-то чудным образом повлиять на состояние кожи, волос, ногтей.

Однако глобальный рынок безалкогольных напитков творения домохозяек не учитывает. Здесь свои правила игры, свои технологии и своя арифметика.

Маркетинговая компания «Nielsen-Россия», изучив подвижки на этом рынке, обнаружила общее сокращение продаж за последние два года (в 2015 году - на 2,3%, в 2016 году - на 1,2%). При положительной динамике развития отдельных сегментов рынка.

Из всех видов безалкогольных напитков большая часть приходится на питьевую и минеральную воду - 43%. Вторую позицию занимают газированные напитки (куда причисляют и «мохито») - 27%. Третью - соки, 19%. Далее идут: квас (6%), холодный чай (3%) и энергетические напитки (2%).

«Относительно позитивная динамика на рынке безалкогольных напитков объясняется рядом факторов, - комментируют маркетологи. - Так, отмечается рост продаж энергетических напитков. Связан он со значительным расширением ассортимента продукции и появлением новинок. Увеличение спроса на питьевую/минеральную воду и на квас объясняется как привлекательными для потребителей ценами, так и стремлением к здоровому образу жизни. Тренд на правильное питание стимулирует россиян переключаться на квас и воду, ограничивая себя в потреблении газированных напитков. В свою очередь соки и холодный чай продолжают расти в цене, что снижает их привлекательность - для российских покупателей становится все привычнее отказывать себе в категориях не первой необходимости».

Пить «Боржоми».
Не поздно, но дорого

Событие это давнее, не нашенское, но до сих пор прелюбопытное. Некая американская фирма пригласила жаждущих на презентацию новых марок минеральной воды. Были представлены: французская минералка под названием «Л,о дю Робине», испанская «Агуа де Куло» и бразильская «Амазон», прошедшая натуральную фильтрацию в тропических лесах этого южноамериканского государства. Засыхающие от жажды гости могли продегустировать воду, а потом при желании прикупить бутылочку понравившейся по цене 7 долларов.

Потом оказалось, что, кроме красивых названий, в представленной продукции не было ничего ценного. Устроители презентации так пошутили над доверчивым потребителем. На самом деле за напитком «Л,о дю Робине» скрывалась «Вода из-под крана», за испанской «Агуа де Куло» пряталась, извините, «Сортирная вода». Ну а откуда взялась бразильская «Амазон», можно только догадываться... Хотя устроители питьевого аквашоу потом утверждали, что все водо-минеральные новинки они извлекли из обыкновенного водопроводного крана.

Подтекст презентационной шутки был такой. Спрос, как известно, рождает предложение. И когда производители по какой-то причине не могут удовлетворить его, рынок наводняется эрзацами, подделками с красивыми названиями.

В начале нулевых годов такими подделками был наводнен и наш рынок. По тогдашним официальным данным, около 74% продаваемой в России питьевой и минеральной воды было поддельным. С 2006 года «водопроводчикам» начали перекрывать краны. Освободиться от фальсификата полностью не удастся, наверное, никогда. Но сейчас этот рынок контролирующие ведомства называют чистым. Ну или почти чистым.

Сегодня производство питьевой и минеральной воды налажено практически во всех регионах страны. В лидерах - Карачаево-Черкесия (10%), Ставропольский край (8%) и Липецкая область (7%). Две трети предприятий располагаются в Северо-Кавказском, Дальневосточном, Южном и Сибирском федеральных округах. А ведущие игроки рынка - российские «дочки» транснациональных корпораций PepsiCo и Coca-Cola.

Доля импорта в отрасли невелика - где-то в районе 10%. В основном это продукция премиум-класса. До введения Россией продовольственных санкций подавляющее большинство импортных поставок приходилось прежде всего на Францию и Бельгию. И хотя санкции не коснулись ни питьевой, ни минеральной, ни газированной воды, поставки в Россию все-таки упали. Зато нарастили свое присутствие на наших «водных» прилавках Армения и Грузия.

Хотя «Боржоми» после возвращения в Россию уехала в такую высокую ценовую категорию, что доступной целебная водичка стала лишь для избранных. Специалисты объясняют это слишком большими расходами на логистику.

Между тем сама Россия была и остается экспортером питьевой и минеральной воды. Долгое время половина экспорта приходилась на Украину. Теперь - на Белоруссию и Казахстан. Находятся и другие рынки экспортного сбыта.

Эксперты оптимистичны. Потребность в воде будет оставаться стабильной, невзирая на любые кризисы.

#рынок #продукты #напитки

Комментарии