ОВОС на авось?

Что такое заказник «Кургальский»? Для Ленинградской области - то же, что Долина гейзеров для Камчатки или Йеллоустонский национальный парк для американского континента. Проще говоря, бренд. Заказник всегда выставляли напоказ, как выставляют первого ученика школы на сцену читать стихи перед комиссией. Нужно показать русскую природу зарубежному дипломату? Везем на Кургальский, показываем залежку нерп и тюленей. Необходимо снять фильм о водно-болотном угодье в стиле Би-би-си? Шлем операторов на Кургальский. Ну и ученым-орнитологам Кургальский - с его гигантскими колониями морских птиц - в помощь... Не говоря уже о популярности территории как места элитных охот в советские, да и новейшие времена - приятно пострелять в девственных лесах непуганое зверье и пернатую дичь.

 ОВОС на авось? | В акватории Кургальского заказника с ранней весны останавливаются тысячи мигрирующих птиц. И лебеди-кликуны своими перекличками пытаются защитить место стоянки от вторжения конкурентов. ФОТО Сергея КОУЗОВА

В акватории Кургальского заказника с ранней весны останавливаются тысячи мигрирующих птиц. И лебеди-кликуны своими перекличками пытаются защитить место стоянки от вторжения конкурентов. ФОТО Сергея КОУЗОВА

Достояние республики

Надо думать, что у чиновников, ученых и браконьеров были и есть причины проявлять повышенный интерес к этому краю. Видимо, он действительно качественно отличается от других особо охраняемых природных территорий (ООПТ) Ленобласти или участков побережья Финского залива. Секрет - в нетронутости природы и колоссальном числе видов флоры и фауны, в том числе редких. Дважды присвоив заказнику международный статус, Россия подтвердила, что готова взять на себя перед человечеством ответственность за его сохранность.

Увы, судьба сыграла злую шутку с Кингисеппским районом, где находится заказник. Через удаленный район прошел шквал в виде строительства транспортных объектов порта «Усть-Луга» (расположенного напротив заказника). Освоение района шло слишком быстро, зачастую, по мнению защитников природы, бесконтрольно и без оглядки на социально-экологические нужды.

Угольный, газовый, лесной и прочие терминалы - казалось бы, емкость побережья залива здесь себя полностью исчерпала. Однако в дополнение к порту зодчие решили возвести индустриальный парк с аммиачным, СПГ-заводом и прочими промышленными объектами. И тут - так кстати! - на горизонте замаячил газпромовский мегазамысел - «Северный поток-2». Создание третьей и четвертой нитки международного морского газопровода - проект государственного масштаба, чрезвычайно важный для экономики страны.

Изначально «Газпром» намеревался проложить новые нитки по маршруту первых двух, недалеко от границы с Финляндией. Но в чьей-то голове возникла идея: а не вписать ли газопровод в создаваемую промзону, с тем чтобы обеспечить газом несколько «свечных заводиков» вблизи усть-лужского порта? Одна беда - места на морском побережье там уже не осталось. Отсюда простое и очевидное решение: вместо специально подготовленного коридора в Выборгском районе протянуть трубу на юг Ленобласти, проложив ее через заповедные границы соседнего Кургальского заказника.

Для этого минувшим летом правительство области внесло изменения в собственное постановление «О государственном природном заказнике регионального значения «Кургальский»...», разрешив в нем прокладку линейных объектов. В качестве компенсации к заказнику присоединили два небольших участочка. И на всякий случай запретили собирать в нем грибы.

Битва экспертиз

...А ведь ученые еще в 2012 году предупреждали: нельзя вторгаться в Кургальский, это уникальная территория. Газовикам лучше выбрать другой маршрут - хотя бы через соседний Сойкинский полуостров, где нет такого числа охраняемых видов. Или - еще лучше - вернуть проект в район Выборга.

Ведь ради труб газопровода в Кургальском будет вырублена просека и проложена траншея, как следствие - фрагментирована территория, нарушен гидрорежим болота Кадер, «срыты» сообщества растений, аналогов которым нет в регионе, уничтожены древние дюны, усохнут ельники на побережье. Пострадает Нарвский залив (акватория к западу от Кургальского полуострова), имеющий рыбопромысловое значение. Да и сопутствующие объекты кто-то должен обслуживать, а значит, вырастет население, увеличится прессинг на природу.

Казалось бы, беспокойство экологической общественности должны были снять неоднократные заявления «Нордстрим 2 АГ» (компании, реализующей проект) о том, что газовики предпримут все усилия для сохранения природных комплексов. На ее же сайте легко найти многотомный отчет об оценке воздействия будущего газопровода на окружающую среду (ОВОС), над составлением которого работали в том числе петербургские биологи.

Однако вот парадокс: эти заявления, да и отчет привели, скорее, к обратному эффекту. Нет, независимые экологи не стали бросать камни в коллег или предполагать, что за хорошие деньги, мол, легко покривить душой, «на авось» нарисовав нужные цифры. Нет, они поступили по-другому: на экспертизу ответили экспертизой.  Центр экспертизы Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей «ЭКОМ» проанализировал и дал свое заключение на представленный в Росприроднадзор отчет ОВОС.

Вердикт общественной экспертизы далеко не радостен. Главный вывод, сделанный специалистами, в материалах ОВОС наблюдается умышленное занижение ценности южной части Кургальского заказника по сравнению с альтернативным маршрутом, проходящим через Сойкинский полуостров. У биологов и эколгов десятки замечаний относительно полноты и достоверности приведенной информации.

Примеры недочетов выглядят впечатляюще. В коридоре трассы остались незамеченными около тысячи экземпляров краснокнижных растений. Научное обоснование, что тяжелая техника не спугнет орлана-белохвоста, гнездящегося в нескольких десятках метров от трассы, по словам экспертов, не выдерживает никакой критики. Чтобы доказать, что серые тюлени не кормятся в районе планируемых работ, приведены данные по их мечению в 100 километрах от газопровода. При характеристике рыбопромыслового значения Нарвского залива, настаивают эксперты, имело место явное искажение реальных данных (а ведь это еще и лососевый край!).

Есть и по-настоящему тревожные замечания: изыскателями по проекту отмечено загрязнение донных отложений бензопиреном, причем его источники не рассматриваются. При прокладке труб будут производиться дноуглубительные работы, и любые донные загрязнения окажутся подняты вместе со взвесью. Более того, в ОВОС вообще отсутствует описание геологического строения морского участка работ...

Вообще весь этот отчет, по мнению независимых экспертов, как диплом студента-заочника - состоит в основном из общих фраз. Тотально отсутствуют количественные показатели, вместо этого, как мантра, повторяется фраза о «локальном» и «незначительном» воздействии проекта.

Лишь один пример: в разделе документации говорится, что в процессе строительства потребуются очистка и водопонижение грунтовых (сточных) вод. Однако технические и коммерческие характеристики предполагаемых очистных сооружений не приведены, не указан их производитель. В грунтовых водах сами проектировщики обнаружили массу неприятных сюрпризов (высокие концентрации свинца, алюминия, марганца, фосфатов, ионов аммония и др).

Не услышали

Резюме общественных экспертов неутешительно: «Реализация намечаемой деятельности неизбежно приведет к утрате ключевых местообитаний объектов животного и растительного мира, в том числе - к прямому уничтожению тысяч особей видов, растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Ленинградской области».

Материалы общественной экспертизы были предоставлены в Росприроднадзор в специально созданную комиссию, которая в это время рассматривала отчет ОВОС. Мнение общественников осталось не учтено - комиссия дала проекту «зеленый свет».

И все-таки почему столько шума вокруг одной-единственной природной территории, зачем независимые ученые и общественники тратят свое время на борьбу?

Конечно, орланы и приморские травы прекрасны и требуют защиты. Но есть еще понятие экосистемных услуг. Нарушение биологической продуктивности территории, ее гидрорежима, локального климата в долгосрочной перспективе сказывается на уровне ВВП, здоровье и качестве жизни людей. Причем сказывается на территории намного большей, чем Кингисеппский район.

Так что неизвестно, кто будет оплачивать чей-то сегодняшний «свечной заводик» - наши внуки или правнуки?

#Кургальский заказник #экология #тревога

Комментарии