Отмените бедность, пожалуйста...

«За два последних года ситуация у меня сложилось просто катастрофическая. Резко ухудшилось состояние здоровья, обострилось заболевание сосудов ног. Четыре врача в совокупности навыписывали лекарств примерно на 10 тысяч рублей в месяц. А тут еще возникла насущная необходимость сделать косметический ремонт - забелить следы многочисленных протечек. Как справиться со всеми этими заботами, если пенсия 9 тысяч 949 рублей и при этом еще нужно около 5 тысяч платить за жилье?

До сих пор я не пришел в себя с 2014 года, когда пришлось менять газовую колонку. В долг, затянув пояс, заплатил 20 тысяч рублей.

И за все это время - ни копейки от отдела соцзащиты Выборгского района. Хотя я неоднократно заявлял о трудном материальном положении.

Я пришел к твердому выводу, что адресная материальная помощь горожанам, находящимся в трудной жизненной ситуации, - это фикция и профанация. В соцзащите не только не помогут, но и обольют ледяным холодом...»

Ю. Н. РОЗАНОВ, пенсионер

Отмените бедность, пожалуйста... | Иллюстрация iDesign/shutterstock.com

Иллюстрация iDesign/shutterstock.com

От редакции. Юрий Николаевич написал большое письмо. Очень большое! В нем и боль, и гнев, и предложение уволить всех, кто не может помочь малообеспеченным гражданам, и требование принять закон, отменяющий бедность... А еще - мечты! Одинокий пенсионер Розанов, 1945 года рождения, получающий менее 10 тысяч рублей в месяц, смеет еще мечтать! О возможности купить банку дорогого кофе, о букете цветов, которые ему хотелось бы преподнести даме, о походе в кафе на бокал пива...

Увы, свою беду он нес не к тому престолу! Ликвидацией бедности социальная система, в том числе и районный отдел соцзащиты, не занимается. Она создана, чтобы бедные не стали еще беднее и беззащитнее. И для отдела соцзащиты Юрий Николаевич - почти богач. Его пенсия превышает уровень, названный прожиточным минимумом, аж на 1409 рублей (прожиточный минимум для пенсионеров в Петербурге ныне составляет 8540 рублей). Так что он не входит в список из 70 тысяч горожан, которые живут за чертой бедности, как эту черту понимает законодательство.

Сегодня речь идет, страшно сказать, о введении для беднейших слоев населения карточек для оплаты продуктов. По крайней мере в Москве депутаты и чиновники уже что-то высчитывают и формулируют. Придумали всем нуждающимся выдавать карточки типа банковских, по которым можно было бы приобретать кое-какие продукты (по установленному списку). Предусматривается, что количество средств на таких карточках будет ограничено, как и срок их использования. Не отоварил в течение месяца - все сгорает.

Кстати, на последней встрече с журналистами председатель городского комитета по социальной политике Александр Ржаненков крайне негативно оценил эту идею, отметил, что по опыту давно минувших дней знает, какой именно товар выдают магазины по социальным карточкам: залежалый, с истекающим сроком годности. Ржаненков даже предположил, что тема карточек поднята в интересах крупных торговых сетей, которым выгодно иметь гарантированный, оплачиваемый бюджетом сбыт товара, на который обычный покупатель уже не глядит.

Что касается адресной социальной помощи в трудной жизненной ситуации, которую Юрий Николаевич Розанов назвал «фикцией и профанацией», то в прошедшем году такая вот «фикция» стоила городскому бюджету 380,4 миллиона рублей. Почти 5 тысяч человек получили разовое вспомоществование. И не о кофе шла речь, а о жизни или смерти, о восстановлении более-менее нормальной жизни после пожара или техногенной аварии...

Система социальной помощи живет по жестким законам. Так, с прошлого года Социальный кодекс Петербурга гарантированно предоставляет матпомощь в трудной жизненной ситуации. Причем четко формулирует, какую именно ситуацию органы соцзащиты должны понимать как трудную (глава 33-5 Социального кодекса). И это всегда конкретная история: необходимость в дорогостоящей медицинской услуге по жизненным показаниям или применение дорогостоящего лекарственного препарата, насущный ремонт в квартире... Исчерпывающий список обстоятельств, дающих право на разовую помощь, устанавливает городское правительство отдельным решением.

Это еще не все. Разовую матпомощь бюджет оказывает, если расходы на все вышеперечисленное превышают 25 процентов среднемесячного совокупного дохода семьи (для расчетов берут три предшествующих месяца).

Общий размер матпомощи за год не может превысить двукратную величину прожиточного минимума на душу населения на дату обращения. Проще говоря, даже если бы обстоятельства пенсионера Розанова соответствовали всем условиям, прописанным в Социальном кодексе, он получил бы не больше 17 080 рублей за год.

Так работает система социальной помощи. И не ее вина, что в мыслях людей она намертво связана с пенсионной системой и маленькими пенсиями. Это разные сферы.

Социальная система города сейчас может предложить (и то в ограниченном количестве) лишь один вариант значительного повышения благосостояния пенсионера: если он передаст свою квартиру в собственность города. Это именуется договором пожизненной ренты. Человек остается жить в квартире, при этом разово получает сумму, эквивалентную 10 процентам ее рыночной стоимости, и - к пенсии по 16 тысяч рублей ежемесячно. Возможно, этих средств Юрию Николаевичу могло бы хватить на кофе.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook


Комментарии