Главная городская газета

Откровения двойного анонима

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Общество

Василеостровская эпопея, или строительство идет со скрипом

Смольный озвучил ряд замечаний в адрес компаний, осваивающих намыв на западе Васильевского острова. С момента начала стройки городские власти регулярно выражают недовольство процессом. Читать полностью

Автомагистраль в интересах животного мира

Что такое экодук и как он связан с миграцией лосей? Читать полностью

В Петербурге и Ленобласти оценили экологическое состояние водоемов

Специалисты проанализировали водостоки за первый квартал текущего года. Подробнее о результатах исследования - в нашем эксклюзивном материале. Читать полностью

Черное море осталось без круизов

В навигацию 2018 года морской пассажирский порт Сочи, скорее всего, не примет ни одного круизного лайнера. Причину сложившейся ситуации выясняли «СПб ведомости». Читать полностью

Как меняется отопление в котельных на Саперной

Саперная улица находится в Пушкине. Несколько дней назад она стала центром важных показательных событий, характеризующих тепловую инфраструктуру города. Подробности – в нашем материале. Читать полностью

Сел и поехал. Петербург как «Умный город»

В Северной столице прошел «круглый стол», посвященный требованиям к территориям будущего «Умного города». Как выяснилось, от красивых теорий до реальной практики - огромная дистанция. Читать полностью
Откровения двойного анонима | Иллюстрация Lightspring/shutterstock.com

Иллюстрация Lightspring/shutterstock.com

Дело было в самом конце прошлого года. С остановки общественного транспорта, расположенной прямо напротив дома, какой-то нехороший человек содрал новенькую - неделю назад появившуюся - пластиковую кровлю. И быстро управился, подлец. Поздним вечером еще все было в порядке, а ранним утром - здрасте, пожалуйста! Мало того, что крыша болталась на ветру, едва держась на какой-то веревке, так из нее еще очень аккуратно был вырезан огромный прямоугольник. Похоже, понадобился кусок пластика. Кому и на кого жаловаться?

Тогда-то и пришла мысль: не жаловаться, а просто - рассказать о непорядке на портале «Наш Санкт-Петербург». До того момента с работой портала довелось столкнуться лишь дважды. В первый раз, разговаривая с общественником, понимающим в интернет-ресурсах и создании сложных сайтов. Он последними словами крыл это сооружение Смольного. Говорил, что портал можно было сделать лучше и гораздо дешевле. Второй раз - в беседе с чиновником администрации одного из районов, который плакался, что любой «писк» на портале считается обращением гражданина, учитывается, влияет на отчетность. И отрабатывать его приходится так же, как обычное обращение: постановка на учет, определение ответственного, промежуточный ответ, окончательный, сроки, подписи, доклад начальству... В общем - родная бюрократическая процедура.

Тогда с пониманием отнеслась к первому и посочувствовала второму. А когда дошло до дела - до родной остановки, напрочь забыла про первого, а жалобы второго припомнила с удовлетворением: значит, думаю, и мое обращение зафиксируют и обработают, авось не пропадет!

Найти портал было просто: http://gorod.gov.spb.ru/ и все! Дальше все предельно понятно. Квадратик «сообщить о проблеме» хорошо виден в верхней части монитора. Нажимаешь, и открывается, так сказать, ассортимент тем: на что желаете пожаловаться.

Ассортимент не слишком велик. Сначала нужно выбрать один из 16 квадратов (улица, дом, бюджетное учреждение, водный объект, квартира и прочее в том же духе). Затем - второй тематический слой. Скажем, в теме «бюджетное учреждение» пожаловаться можно, как выяснилось, лишь по двум поводам: на грязь и на отсутствие информации на стендах. В «общественном транспорте» - только на техническое или санитарное состояние автобуса, троллейбуса и т. п. На «улице» возможностей для жалоб побольше - можно рассказать о 26 видах проблем. Список исчерпывающий: мусор, состояние газонов, скамейки, деревья, разукомплектованный транспорт...

Впрочем, долго искать свой квадратик мне не пришлось. Рядом с «улицей» как раз и была «остановка общественного транспорта». Нажала...

И тут портал вежливо попросил меня сначала зарегистрироваться.

Просят? Пожалуйста. Если честно, имя-фамилию взяла с потолка. Адрес электронной почты пришлось написать свой. Хотя, как потом выяснилось, многие жалобщики специально заводят особую электронную почту, которую используют исключительно для общения с порталом. И тем самым сохраняют практически полную анонимность. Вычислить человека, конечно, всегда можно. Но кто будет этим заниматься, когда речь идет всего лишь о сломанной остановке?

Вообще-то портал и сам слегка поощряет анонимность. Впоследствии, когда мы с ним познакомились получше и даже слегка подружились, он называл меня придуманным мной именем, а от придуманной мной фамилии по собственной инициативе оставлял лишь первую букву - Таня В. Так что я, получается, двойной аноним.

Приняв мою регистрацию, портал разрешил мне жаловаться. В «ассортименте» «остановки общественного транспорта» надо было выбрать один из двух пунктов: речь идет об остановке с рекламой или без рекламы? Условие не было капризом портала или глупостью. В городе существует правило: если на остановке есть официальная реклама, то за состояние павильона отвечает владелец рекламоносителя, получающего с него доход. Ну а если рекламы нет, отвечает Центр комплексного благоустройства. Впрочем, знать всего этого жалобщику необязательно. Его дело - читать, что пишет ему портал, и выполнять его команды.

Мне портал предложил отметить место обнаружения проблемы на карте, указать адрес или разместить фото. Сбегала, сфотографировала на телефон. Разместила фото.

Портал принял мою жалобу, и через две недели Татьяну В. ждало сообщение из комитета по благоустройству. Ей рассказали, что негодная крыша с остановки убрана (приложили фото), а новую смонтируют в течение месяца (приложили утвержденный план восстановительных работ). И, правда, смонтировали.

Это, знаете ли, окрылило. Сразу захотелось провернуть еще какую-нибудь операцию во благо родного микрорайона. Несколько дней целенаправленно искала, на что бы пожаловаться. Нашла в соседнем дворе детскую горку с напрочь прогнившим полом. Конструкция была довольно высокой - больше двух метров. Падение с нее было бы очень опасным. Сфотографировала.

Дома быстро нашла среди уже знакомых 16 квадратиков «двор», во «дворе» - «не обустроена детская площадка» и... все, как в первый раз: место на карте, адрес, приложите фото, обращение получили, ждите ответа...

На сей раз ждать вестей пришлось два месяца. Лишь в начале апреля пришел промежуточный ответ от администрации родного района, что «на игровом оборудовании установлен временный настил для предотвращения несчастного случая». Дополнительно к ответу было приложено... «Положение о проведении весенних и осенних месячников» на пяти страницах. И обещано, что по-настоящему горку отремонтируют к лету в плановом порядке. В мае отремонтировали.

За три месяца ожидания выработалась привычка едва ли не ежедневно заглядывать на портал: следить за продвижением своей жалобы, читать, на что жалуются другие.

На многое жалуются. Реже всего на собственные проблемы: скажем, на отсутствие воды или тепла в квартире или на неисправности в своем парадном. В основном следят за порядком вообще. Зачастую совсем в другом районе. В общем, проявляют гражданскую ответственность. Жалуются на мусор, неудовлетворительное содержание фасадов и парадных (граффити), рекламу, объявления на столбах, на стенах да на ямы в асфальте во дворах... К примеру, из трехсот с небольшим обращений, поступивших на портал в сентябре, этим проблемам посвящены более сотни. И менее двухсот посвящены всем остальным 158 городским бедам, которые значатся в ассортименте портала (зимой их количество слегка увеличивается за счет внесения в список «уборки снега» и «чистки кровель»).

При внимательном изучении также заметно, что среди жалобщиков (вернее, сигнальщиков) уже зародился класс профессионалов. К примеру, некто Сергей Л. специализируется в основном на граффити и мусоре. Ныне на рассмотрении портала находятся около 140 его обращений. И это совсем даже не лидер. Просто - внимательный горожанин с мобильным телефоном. Назойливый. Часто мелочный и раздражающий, не просто видящий непорядок, а выискивающий его. Часто доходит до смешного. Сигнал из раздела «объявления на столбах», на фото - одна бумажка на столбе... Подойди и сними! Нет, лучше снять на фото и - на портал.

Хотя... Чего уж на других кивать? Ведь, не скрою, захотелось продолжить карьеру интернет-жалобщика. А тут очень кстати знакомый пожаловался на свою беду: этажом ниже квартиру перевели в нежилой фонд и открыли кальянный клуб. Так что теперь он денно и нощно вынужден нюхать всякие кальянные благовония. «Помогу!» - самонадеянно заявила я. И засела составлять обращение на портал. Ничего подходящего в ассортименте портала не было: жалобы жителей на поведение коммерсантов (кроме торговли в неустановленных местах) не принимались ни под каким видом. Нашла более-менее подходящую тему: размещение вывески без разрешения собственников. Сфотографировали мы вывеску клуба, отправили. Но портал с ходу раскусил нашу хитрость. И прислал ответ: обращение отклонено. Без объяснений и экивоков.

Но, чувствую, на этом наши отношения с порталом не завершатся. Нам еще есть о чем рассказать друг другу. Я ему - об очередных сломанных горках, скамейках и ямах на тротуаре. Он мне - о городских программах ремонта и решенных проблемах. И посмотрим, кто кого.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook