Отдам еду в добрые руки

Конечно, я не стучу в соседнюю дверь и не выхожу на улицу с пакетом чечевицы или баночкой чая, предваряя свой дар вопросом: «Не возьмете ли у меня вот это – лишнее?». Понимаю, что внезапность предложения может человека озадачить и он не так поймет мою щедрость. Да и отказ получить не хочется: «Тебе почему-то не надо, а мне зачем?». Однако человек я нежадный – с близкими и дальними готова поделиться всегда, конечно, если есть чем.

Отдам еду в добрые руки | ФОТО Lightspring/shutterstock.com

ФОТО Lightspring/shutterstock.com

«Да ты, оказывается, настоящий фудсейвер», – сказала знакомая. И пояснила, что так зовут «спасателей еды», а общественное движение называется фудшеринг.

Узнала, что на Западе, где фудшеринг существует уже достаточно давно, главными его участниками являются магазины, кафе, кондитерские, которые даром отдают свои продукты, годные к потреблению, но уже находящиеся на грани потери товарного вида. Еда – это продукт труда, и выбрасывать его в мусорный контейнер неблагоразумно. Понятно, что такие дарители несут ответственность и за качество того, что отдали просто так.

С конца прошлого года фудшеринг стали пропагандировать в Москве, Петербурге и еще в нескольких крупных городах страны. Делается это в основном добровольцами через соцсети, поэтому на берегах Невы пока еще не так уж много осведомленных. Главный посыл питерских участников данного действия – спасти еду, чтобы она не оказалась на помойке. А кто ею воспользуется – вопрос второй: студент, пенсионер, бомж или просто голодный человек, которому не хватило до зарплаты.

У нас фудшеринг осуществляется пока за счет добрых людей, когда еда просто передается «из рук в руки». В соцсетях пишут, чем готовы поделиться, и сообщают, как могут это доставить другому. Например, купил человек торт или пирог, да весь не съел... Возьмите, пожалуйста. Или крупой на волне ажиотажа затарился, что называется, под завязку. И теперь готов отдать тому, кто первым оставит свою заявку под объявлением.

Делятся собственными солениями и даже не съеденным обедом. Встречу, как правило, назначают у метро. Как утверждает одна из зачинательниц этого движения Александра, к нему подключились уже десять тысяч человек, которые ежедневно выкладывают в Сеть десятки предложений (правда, мясо и рыбу из них решили исключить). Качество передаваемых продуктов лежит на совести участников движения.

Но есть и активисты, которые хотят развить его, подключив к движению малый бизнес и, в частности, общепит. Подготовлена листовка, объясняющая, какие гуманные цели преследует фудшеринг. Не только спасти еду, накормить голодного, но и сделать «планету лучше, гармоничнее и чище».

Координатор данного проекта Анна, которая занята привлечением к движению волонтеров, на мое предполагаемое желание участвовать объяснила, что задача фудсейвера не выпросить еду, а сделать так, чтобы она не пропала там, где вдруг оказалась лишней. Например, после делового завтрака, какой-либо презентации или в кафе при разных центрах, где вчерашнее продавать не принято. Волонтеры могут оперативно приехать, забрать и найти этой пище применение. Отвезти в церковь, отдать в приюты или на корм животным.

Мне показалось, что волонтеры фудшеринга пока еще не знают, как это все будет происходить в реальности. Не определены дарители, кроме одной мини-пекарни и кофейни, которые, кстати, и без посторонней помощи смогут облагодетельствовать заглянувших к ним. Непонятно, как будут перемещать еду, если вдруг сумеют собрать ее, и куда конкретно.

Короче, чистая самодеятельность, которую, кстати, даже не собираются оформлять как некоммерческое общественное движение. Цель, конечно, благородная, но пока это, на мой взгляд, игра без правил...


Мнения экспертов

Виктор ЗАКРЕВСКИЙ, заведующий кафедрой гигиены питания
Северо-Западного государственного медицинского университета
им. И. И. Мечникова, профессор, доктор медицинских наук:

– Чувства тех, кто готов помочь людям в столь непростое время, понятны. Но инициатива может стать опасной, если она будет претворяться в жизнь бесконтрольно. Благое дело, в том числе и спасение от утилизации невостребованных продуктов, может привести к проблемам со здоровьем у тех, кто ими воспользуется. Граждане могут получить пищевые отравления или даже инфекцию. Считаю, что деятельность волонтеров, которые примкнут к этому движению, должна контролироваться районными органами власти и Роспотребнадзором.


Отец Петр, настоятель храма Воскресения Христа Спасителя
(Смольный собор):

– Церковь всегда заботилась о помоществовании в нуждах своих прихожан, а в нынешние непростые времена это особенно необходимо. Молодежная инициатива по передаче доброкачественных, но не использованных продуктов нуждающимся представляется интересной. Наш собор со времени его освящения является главным храмом для студенчества, всей учащейся молодежи Петербурга, поэтому мы всегда готовы рассмотреть подобные молодежные проекты.


Андрей ЧАПАЕВ, координатор проекта «Ночной автобус»
благотворительной организации «Ночлежка»:

– Считаю, что эта инициатива до конца не продумана. Не определена логистика, количество пищи, которую смогут раздать реально. Ежедневно мы кормим 350 человек, и продукты нам нужны. Но мы заинтересованы в качественном питании бездомных. И не хотим, чтобы вопрос утилизации пищевых отходов падал на плечи благотворительных организаций.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 042 (5659) от 14.03.2016.


Комментарии