Отчего завод не дымит

Проект мусоросжигательного завода в Левашове «заморозили» на неопределенный срок. Как мы уже сообщали, о конкретных технологиях завода стало известно только в декабре прошлого года. Несмотря на заявления чиновников из комитета по благоустройству, что завод будет самым современным: «никакого сжигания, только энергетическая переработка отходов», – оказалось, что на переработку пойдет лишь 24% ТБО. Более 64% отправят на термическую переработку, при этом в воздух, по данным той же оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), будет выбрасываться более тонны веществ первого, наивысшего, класса опасности – ртуть, хром, кадмий, свинец, диоксины... Оставшиеся проценты отходов планировалось отвозить на полигон.

Отчего завод не дымит | ФОТО kanvag/shutterstock.com

ФОТО kanvag/shutterstock.com

Общественность намеревалась высказать свое возмущение на публичных слушаниях по материалам ОВОС. Несмотря на то что на календаре было 30 декабря, а на часах 18.00, рассчитанный на 300 человек актовый зал администрации Выборгского района не вместил всех желающих. Люди выстраивались в длинную плотную очередь в коридоре, кому-то в итоге даже стало плохо из-за духоты – стояли не снимая зимней одежды. По подсчетам экологов, выразить свое мнение пришли не менее тысячи горожан.

Но, когда организаторы слушаний начали презентацию проекта, голос докладчика потонул в криках «Пе-ре-нос!» и «Нет за-во-ду!». После того как за перенос слушаний проголосовало абсолютное большинство, организаторам оставалось только «капитулировать».

Окончательно «нажали на паузу» в минувший вторник на слушаниях комиссии по экологии и природопользованию Законодательного собрания Санкт-Петербурга. Подспорьем для депутатов стали поправки в федеральный закон # 89 «Об отходах производства и потребления», которые Владимир Путин подписал в самом конце прошлого года. Теперь переработка бытовых отходов предпочтительнее их обезвреживания, в том числе сжигания. А это значит, что поступившие на предприятия отходы должны быть тщательнейшим образом отсортированы и переработаны. Сжигать можно только то, что никак не отправить на «вторичку». Вот и получается, что проект строительства завода устарел и, по мнению специалистов, уже противоречит действующему законодательству.

Ничего нового на заседании один из разработчиков ОВОС Роман Куцепалов сказать не смог. По его мнению, объект все равно соответствует текущему федеральному законодательству, а очистка дымовых газов – всем санитарным нормам.

– Представленный проект отвечает требованиям только формально. Все цифры «пляшут» и не соответствуют реальности, они подогнаны под заранее заданный результат, чтобы пройти экспертизу ОВОС, – убежден директор НПО «Центр благоустройства и обращения с отходами» Алексей Гурьнев, который представлял на слушаниях мнение общественных организаций. – Мусоросжигающий завод (МСЗ) значительно ухудшит состояние атмосферного воздуха, да и проблему в целом не решит. Проект рассчитан на европейские отходы, которые там тщательно сортируются, а в наших найти можно все – и кусок батареи парового отопления, и опасные отходы...

При этом ни у кого не возникает сомнений в том, что городу нужно мусороперерабатывающее предприятие. Камнем преткновения при обсуждении МСЗ стал выбор технологии. Общественность выступает за раздельный сбор мусора и его вторичную переработку. Противники строительства мусоросжигательного завода надеются, что будет проведен юридический анализ соответствия проекта закону и выбраны другие технологии.

– У нас есть альтернативное предложение. Мы предлагаем строить так называемый экопарк, как, например, в Финляндии, – рассказывает Анна Гаркуша. – Выглядит это так: есть сортировочная станция, а неподалеку от нее находятся небольшие предприятия, которые перерабатывают выделенные фракции отходов. То есть их не нужно никуда далеко везти. Мы не видим препятствий для того, чтобы в Левашове построить то же самое.

В своем заключении члены комиссии по экологии и природопользованию ЗакСа отметили, что строительство завода с предлагаемой технологией термической обработки отходов не отвечает требованиям законодательства, поскольку «гарантированно создаст источник негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения». Парламентарии проголосовали за проведение дополнительной оценки воздействия на окружающую среду.

Однако для исполнительной власти решающим аргументом стал денежный вопрос, а вовсе не забота об окружающей среде и здоровье населения. «Невозможность просчитать финансовую модель проекта в условиях нестабильности на валютно-финансовом рынке», как пояснил на слушаниях в ЗакСе вице-губернатор Игорь Албин. Поскольку все оборудование собирались закупать в Европе, ценник на него, естественно, взлетел. А это основная часть затрат. Стоимость завода сегодня оценивается в 9,5 млрд рублей. За год завод, согласно проекту, должен перерабатывать 350 тонн отходов, при этом нынешняя цена утилизации – 6800 рублей за тонну. Если стоимость проекта возрастет, тарифная ставка тоже повысится. Так что если МСЗ в Левашове будет-таки построен, горожан ждет значительное увеличение платы за вывоз мусора. Кстати, на реализацию проекта и связанные с ним работы комитет по благоустройству уже потратил 190 миллионов рублей.

– Губернатор еще в декабре принял решение отложить этот проект, – рассказал Албин. – Мы понимаем, что источники погашения займа – это плата граждан за вывоз ТБО, плата хозяйствующих субъектов и субсидии из городского бюджета. Финансовая модель проекта сегодня не просчитывается. Именно в этой связи было принято решение отложить его реализацию. К тому же проект нуждается в серьезной доработке, поэтому поддерживаю решение депутатов.

Глава парламентской комиссии по экологии и природопользованию Виктор Ложечко в беседе с корреспондентом «Санкт-Петербургских ведомостей» подчеркнул, что городу нужно развивать систему раздельного сбора, только тогда у нас появятся перерабатывающие отходы предприятия. Конечно, одномоментно сделать это невозможно: необходимо оборудование для раздельного сбора, транспорт. А это затраты, которые пока не понятно, на кого возложить.

Раздельный сбор, по мнению парламентария, в первую очередь нужно начать с опасных отходов, так как они в разы снижают эффективность любой последующей переработки мусора.

Да, говорит Ложечко, у нас сегодня ездят экомобильчики, в парадных стоят несколько сотен ящиков для сбора батареек, но это капля в море. Нужно, чтобы такие емкости были на улицах, в каждом универсаме. Но самое главное – пора менять сознание граждан.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 016 (5389) от 02.02.2015.


Комментарии